История выращивая чая в Грузии насчитывает около 150 лет. Чуть более тридцати лет назад грузинские плантации обеспечивали чаем весь Советский Союз. Затем, с распадом СССР, в отрасли начался упадок, дошедший до почти полного забвения. И только последние годы чайные традиции стали возрождаться. Однако само производство пока достигает лишь 2% от былых показателей расцвета советской эпохи.
Правительство Грузии в 2014 году запустило сельскохозяйственную программу поддержки производителей чая. В рамках программы – льготный агрокредит, который покрывает множество фермерских расходов и помогает развивать и восстанавливать плантации. И, надо сказать, чайные традиции возрождаются.
Чайная плантация, Грузия, 2022
Геннадий Гарчагодашвили, владелец чайной компании «Чай Мартвили» приобрел плантацию на западе Грузии в 2007 году. Причем, ранее имел совершенно другой бизнес и никогда не был связан с чайной отраслью, а сейчас подчеркивает, что счастлив каждый день проводить на плантации.
«Грузинский чай, – рассказывает Геннадий, – всегда меня вдохновлял, хотя у нас в семье никто этим не занимался. Но я помню, как собирал чай в студенчестве, и что-то приятное осталось в душе. Вот и пришла в голову идея насчет чая. Тогда, пятнадцать лет назад, мало кто вообще занимался чайной отраслью в Грузии после распада Советского Союза. Пришла идея, и я начал её осуществлять. Приехал, купил плантацию и заброшенную чайную фабрику, где не было никакого оборудования. Отреставрировал, привез и установил новое оборудование. И сегодня у нас уже хорошая фабрика, которая может в суточном режиме переработать 40- 50 тонн чайного листа…»
Интересно, что чайные кусты по своей природе – долгожители. В среднем растут до ста лет, период использования – до половины века. Однако в Китае есть чайные плантации, тысячелетиями измеряющие свой возраст. Потому и грузинским чаеводам не пришлось ничего выдумывать. Они просто обновили, окружили любовью и заботой заброшенные плантации на западе Грузии.
Рассказывает Геннадий Гарчагодашвили: «Эта плантация – старая, но мы сделали реабилитацию: корни старые, а верхняя часть уже свежая. И каждый год мы добавляем по 10-15 га обновленных плантаций. В наших планах в течение пятилетки довести размеры угодий до 700 га. Мы на месте не стоим, а наращиваем темпы».
На своей плантации Геннадий выращивает много сортов чая, в том числе и сорт, привезенный китайцами в конце XIX века и в 1900 году получивший золотую медаль на выставке в Париже. Nакже популярностью пользуется чай «Колхида» – широколистный массивный куст, который дает больше продукции и листа, чем мелколистовой. Этот сорт вывели в грузинском институте чаеводства еще в советское время.
Грузия со своим разнородным ландшафтом и погодными условиями – отличное место для выращивания чая. Плантации чая находятся в западной Грузии, в Самегрело и Гурии, где мягкая зима и жаркое влажное лето. Сбор урожая, конечно, зависит от погодных условий, но, как правило, начинается уже в апреле и заканчивается в конце октября.
Владелец чайной компании «Чай Мартвили» Геннадий Гарчагодашвили поясняет: «До конца октября мы успеваем собрать урожай трижды. Что касается этой плантации, где мы находимся, то на одной из них 12 га – собираем примерно 5-6 тонн высококачественного листа, то есть это 2-3 верхних листа. Остальное –первый сорт. Это примерно 45-50 тонн чайного листа. Таким образом, с 1 гектара можно получить от 4- 8 тонн чайного листа».
Ну а далее скручивание, ферментация, сушка и сортировка. Отличительная черта в технологии обработки: грузинские фермеры ферментацию делают теплым паром, а не холодным, как в Китае. Надо также отметить, что для разных сортов чая требуется специальное оборудование.
Рассказывает Геннадий Гарчагодашвили: «Вкус грузинского чая в постсоветском пространстве знают многие. Например, знаменитый байховый чай. А еще, оказывается, по мнению японских специалистов, наш зеленый чай – особенный. И очень ценится. Я сам раньше этого не знал. Видимо, это зависит от климата и почвы, вот в соседней Турции зеленый чай не такой, чего-то в нем не хватает. К тому же в грузинском зеленом чае низкое содержание танина и кофеина, что делает его более полезным».
Спрос на грузинский чай снова появился, потому сейчас даже при небольших объемах производства, продукцию уже вывозят на экспорт.
Гела Ханишвили, заместитель министра сельского хозяйства Грузии: «Мы экспортируем грузинский чай в основном в страны постсоветского пространства. В Белоруссию и Украину уходит много нашего продукта. Очень важным был 2019 год, тогда мы экспортировали более 3 тысяч тонн чая, потом был спад в 2020-2021 из-за пандемии. А в этом году всё идет успешно. Думаю, в будущем мы расширим наши плантации и сможем выйти на более широкий экспорт. Будем производить более качественный и дорогой товар, который востребован в разных странах…»
Интересно, что в советское время чайная отрасль в Грузии напоминала огромную индустрию – в республике производилось до 95 тысяч тонн чая, который пили не только по всему СССР, но и экспортировали во множество стран «социалистического лагеря», от ГДР и Венгрии до Монголии.
Но сегодняшнее время диктует новые условия: акцент ныне делается не на массовый продукт, а на органику и высокое качество. И, вероятно, грузинские производители, опираясь на старые традиции, в будущем займут свое место на международном рынке чая.