Для Юлии Клюевой - художника, керамиста и основателя бренда авторской керамики ‘Klyukva-Design’- керамика важная часть ее творчества.
Она создает нетривиальные предметы-образы, воплощающие природные стихии. Кроме того, более 20 лет Юлия занимается дизайном интерьера, а керамика абсолютно логично и естественно стала продолжением художественных поисков автора.
Мы попросили Юлию рассказать о том, как она начала заниматься интерьерной керамикой и как творчество помогает ей справляться с особенно трудными проектами.
Я всегда интересовалась керамикой, ещё с тех пор, как была студенткой Художественно-графического факультета. Мы осваивали технику работы с глиной на занятиях по скульптуре. В нашей мастерской стояла огромная ванна, наполненная шамотной глиной. Мы использовали её для своих учебных работ.
В то время я считала керамику чем-то очень традиционным. Те экспонаты, которые я видела в музеях, несли на себе отпечаток своего времени и разных народов. И только в более взрослом возрасте я стала осознавать, насколько широки выразительные возможности глины. Поняла, что керамика может отражать эмоции художника, менять свою форму, цвет и текстуру, имитировать дерево, металл, кожу и при этом быть функциональной.
Как-то в одном из моих интерьерных проектов появился запрос на декоративное панно — стену, усыпанную керамическими цветами. Я стала искать возможности, как реализовать такой заказ.. И я действительно слепила и обожгла полсотни объёмных керамических цветов, и каждый лепесток был уникальным, непохожим на другие.
Вот тогда я и обратила внимание на то, как мало на нашем рынке интересного керамического декора. А ведь в керамике можно воплотить самые разные идеи и функции, она прекрасно впишется в любой интерьер и любое пространство. Панно, фурнитура, светильники, аксессуары — этот список можно продолжать до бесконечности. Я начала пробовать разные материалы и техники, и однажды сделала коллекцию ваз из чёрного шамота 'Volcano'. Эта серия ваз получилась очень необычной по форме. С помощью пластики глины я передала мой образ движения лавы и вулканических потоков. Декор из красной глазури на поверхности очень точно передает вулканические искры и брызги огня. Эта коллекция приняла участие в дизайнерской выставке «Трын-Трава»-современный русский стиль в 2020 году.
На следующий год для этой же выставки я создала отдельный проект, посвященный русскому зодчеству «Узорочье», где попыталась осмыслить по-своему декор древних храмов и русскость традиций. Каждый, кто видел мою работу, сразу говорил, как узнаваемы образы куполов, воинских шлемов, огненных символов и узоров, образ многогранности нашей души, как матрешки, которая сочетает в себе различные грани культурных слоев.
Коллекция ваз из черной глины 'Volcano' прошла отборочный конкурс на Парижскую выставку «1000 ваз». К сожалению, из-за пандемии не удалось принять участие лично.
Для меня выставки — очень важная часть моей жизни. Они помогают взглянуть на свои работы со стороны, увидеть, в каком направлении развиваются твои коллеги, заразиться новыми идеями. Это отличная возможность для роста и обмена творческой энергией.
Я всё время экспериментирую и работаю в основном по настроению, изобретаю что-то своё, очень люблю этнические мотивы. Пока я не ставлю перед собой каких-то коммерческих целей, но, конечно, радуюсь, когда мои работы продаются. Мне очень приятно, когда люди находят в моём творчестве что-то, созвучное своим собственным мыслям и чувствам.
Мои коллекции керамических предметов могут совершенно отличаться друг от друга и по цвету глины, и по фактуре. Что мне нравится больше всего – это собственная шершавая фактура керамической поверхности предметов, которую я практически не покрываю глазурью, а лишь немного тонирую , выявляя тем самым еще больше рельеф и особенности поверхности. Так получилась коллекция белых ваз 'Reformatio', которые, на мой взгляд, отражают процессы преображения от момента зарождения жизни до увядания.
Мои изделия можно купить на разных интернет-площадках, таких как галерея Artmajeur, маркетплейс Bizar и других. Я стремлюсь к тому, чтобы покупка моих работ рассматривалась как инвестиции в искусство, а для этого нужно постоянно расти и развиваться. Мне нравится то, что занятия керамикой помогают мне находить интересные решения в моих интерьерных проектах.
Иногда я отключаю логику и полностью отдаюсь тактильным ощущениям — наверное, в эти моменты просыпается творческая интуиция, и я начинаю лучше понимать, как мне организовать или декорировать то или иное пространство.