Наверняка, многие из вас замечали странное и необычное наименование – «винный напиток». Это понятие было закреплено на законодательном уровне лишь в 2019 году, а уже в 2020 году было принято, что эту категорию напитков необходимо отделять в торговых точках от вина и указывать, что данный напиток вином не является вовсе.
Год от года растут требования к маркировке продукции, все сложнее соответствовать требованиям на производство, чтобы производить в России продукцию, имеющую право называться «вином». Это приводит к тому, что нижняя ценовая категория вин постепенно переходит в категорию винных напитков.
Какие же еще проблемы и сложности поджидают тех, кто намеревается выйти на отечественный рынок винопроизводства?
- Во-первых, жесткое регулирование винодельческой промышленности со стороны государства. Это тормозит развитие малого и среднего бизнеса в отрасли, что в свою очередь отрицательно сказывается на рентабельности всех производителей. С 2006 года под эгидой борьбы с контрафактом рынок начинает регулировать профильное ведомство – РАР («Росалкогольрегулирование»), требования стали не только более обширные, но часто и нереализуемые. Так, если небольшое предприятие хочет получить лицензию, оно должно соответствовать тем же требованиям, что крупные винзаводы;
- высокие входные барьеры. Первоначальные вложения для постройки и запуска работы винодельни настолько высокие, что делает инвестиционные вложения бессмысленными. Обязательное подключение к ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота алкогольной продукции), стоимость которой составляет от 3 до 5 миллионов рублей, практически сводит на «нет» инвестиционные вложения;
- конкуренция со стороны подпольного производства (особенно актуально для курортных регионов). Высокие издержки легальных производителей, вынужденных соответствовать государственным стандартам, приводят к низкой конкурентоспособности относительно произведенной подпольно;
- проблема несоответствия крымского производства с российским регламентом, что приводит к сокращению ассортимента крымских вин и количества производителей. Помимо российских проблем крымские виноделы столкнулись с санкциями западных стран: национализированные предприятия винпрома попали под прямые санкции ЕС и США, лишившись возможности выхода на западные рынки;
- неконкурентоспособность отечественной продукции в плане соотношения цены и качества по сравнению с импортируемой продукцией. Во время повышения ажиотажа к российским винам в 2014 году большинство отечественных винодельческих предприятий не смогло выдержать уровень качества, который ожидал потребитель, и потребители стали возвращаться к импортному вину;
- новые требования к виноматериалам для производства российского вина, которые начали действовать с середины 2020 года, привели к сокращению объемов производства вина во второй половине 2020 года. и в 2021 году;
- жесткие ограничения на рекламу алкогольной продукции, что отрицательно влияет на развитие рынка вина. Продвижение того или иного бренда требует высокой степени информированности аудитории;
- отток покупателей в смежный сегмент – сегмент винных напитков.
Потребитель в условиях падения доходов «охотится» за выгодными ценовыми предложениями.
Полный отчет по рынку вина можно найти тут
#вино #рыноквина #маркетинг #анализрынка #прогнозрынка