Найти тему
Порцелиновый фан

Мейсен, первая половина XVIII-го века. Вазы.

Приветствую всех читателей моего канала!

Есть фарфоровые мануфактуры, истории которых (даже кратко!) не опишешь в одной или нескольких заметках, поскольку информации столь много, она такая разная, яркая и противоречивая, что её приходиться выдавать читателю\зрителю в час по чайной ложке (но какой бывает вкус у содержимого ложки - закачаетесь!). К подобным мануфактурам (а фактически - брендам) у нас относится ИФЗ (ГФЗ, ЛФЗ им. Ломоносова, потом снова ИФЗ), Дулёво, Гарднер (Т-во М.С. Кузнецрва в Вербилках, потом Вербилки)... У таких предприятий даже отдельные сервизы (более того - отдельные росписи одного и того же сервиза!) бывают достойны полноценной статьи. В таком контексте в Европе из всего пёстрого спектра фарфоровых предприятий прежде всех достоин упоминания Мейсен (Мейсеновская мануфактура) - первый среди равных!

Данная статья посвящена всего лишь мейсеновским вазам, причём исключительно первой половине XVIII-го века. И конечно, не претендует на полное освещение всего многообразия данной продукции Мейсена, даже в конкретных временных рамках. При этом обозревая вазы надо иметь в виду, что, как заказчики, так и изготовители в своих представлениях о прекрасном были ограничены эстетикой БАРОККО и вневременной эстетикой ваз от родоначальников фарфора - китайцев (отчасти - японцев).

Прекрасно осознаю, что ни я, ни большинство моих читателей никогда не смогут себе позволить иметь в собственности такие изделия. Ничего удивительного - это настоящие предметы роскоши, которые были выпущены в единичных экземплярах, и изначально предназначались для сильных мира сего, а именно, царственных и\или придворных особ из приближённых. А сейчас такое могут позволить лишь самые известные музеи мира, финансовые воротилы, вроде западных олигархов, а теперь ещё и их российские близнецы-братья - "неолигархи" с их благодарной челядью (или, как их назвал один смешной телепетрушка, часто пыжащийся объяснить необъяснимое - "хорошие патриоты"), те, что косяками после известных событий 24-го февраля драпанули из страны.

История Мейсена начинается с саксонского курфюрста Августа Сильного, который был одержим «фарфоровой болезнью» - собирательством китайского и японского фарфора, и дошел до того, что в 1717-м году обменял 600 своих драгун (целый полк!) на коллекцию китайских ваз короля Пруссии! Август радостно перетащил коллекцию ваз к себе в Дрезден (в народе они получили прозвище «драгунских»), а Фридрих Вильгельм обзавелся новым полком, получившим порядковый номер 6, но более известным под прозвищем «фарфоровых драгун».

Курфюрст Саксонии не довольствовался одним импортом, отчаянно добиваясь открыть секрет изготовления фарфора. В своём стремлении он был не одинок: в Европе на этом поприще было проведено множество экспериментов, и даже получены результаты, как например, знаменитый "фарфор Медичи". Но все попытки создания материала, похожего на китайский фарфор, потерпели неудачу, приводя в лучшем случае к материалу, похожему по свойствам на стекло. Наконец, нанятые Августом Сильным физик (и граф) Эренфрид Вальтер фон Чирнгауз (1651 - 1708) и алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер (1682-1719) стали первыми, кто преуспел. Триумф стал результатом как огромного количества денег, вложенных Августом Сильным в проект (в процессе Август чуть не обанкротил своё государство), так и благодаря регулярным поставках необходимого для создания твёрдого фарфора каолина хорошего качества - прямиком из шахт Саксонии. В июне 1710 г. в Альбрехтсбурге по велению Августа Сильного устраивается первая европейская фарфоровая мануфактура. Курфюрст известил мир об этом событии указом на четырех наиболее значимых языках тех лет: латыни, французском, немецком и голландском, написав, что теперь он "стал вровень с китайским императором"! Первые предметы были своего рода знаками престижа: их дарили царственным особам из соображений дипломатии. Однако уже в следующем году на пасхальной ярмарке в Лейпциге уже продавалась посуда из «яшмового» фарфора, а затем были представлены и образцы белого фарфора.

Курфюрст по-своему отблагодарил Бёттгера, поручив тому руководить фабрикой в Альбрехтсбурге, и положив щедрое жалование, но свободу изобретатель получил лишь в 1714-м году. При этом до конца жизни он оставался под наблюдением агентов, дабы тайна изготовления фарфора не стала известна конкурентам. Но шила в мешке не утаишь! - очень скоро венским промышленникам удалось выведать секрет фарфора от одного из мастеров, который бежал в Австрию, а дальше пошло-поехало!

Постепенно каждый из уважающих себя монархов Европы обзавёлся собственным фарфоровым производством. В России сие событие произошло в 1744-м году во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны.

В 1720 году директором мануфактуры Мейсен был назначен Иоганн Грегор Герольд, который в 1723 году представил первые образцы новых надглазурных красок, сделавших мейсенский фарфор всемирно известным. Палитра цветов для росписи всё более ширилась, ознаменовав начало классической фазы мейсенского фарфора. Эмали Герольда до сих пор являются основой для керамических красок.

Первоначально рисунки на фарфоре в основном имитировали восточные узоры и сценки, но затем мода и стиль БАРОККО потребовали от Мейсена пересмотреть взгляд на продукцию. Очень быстро копирование восточных рисунков и форм сменилось барочными изгибами, европейскими пейзажами и пасторальными сценками. Смотрим галереи ниже...

Мейсеновский гарнитур из двух ваз на тему охоты. Атрибутирован прибл. 1740-м годом. Тема охоты издавна была популярной в немецкой керамике. В данном гарнитуре интерес представляет дополнительная медная с позолотой подставка, наличие сложной росписи в окнах и крышки ваз фактически в виде статуэток. К сожалению, фото только в чёрно-белом варианте. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (The Metropolitan Museum of Art).
Мейсеновский гарнитур из двух ваз на тему охоты. Атрибутирован прибл. 1740-м годом. Тема охоты издавна была популярной в немецкой керамике. В данном гарнитуре интерес представляет дополнительная медная с позолотой подставка, наличие сложной росписи в окнах и крышки ваз фактически в виде статуэток. К сожалению, фото только в чёрно-белом варианте. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (The Metropolitan Museum of Art).
Гарнитур из двух ваз. 1740-1750. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (The Metropolitan Museum of Art). Интересная роспись в "окнах": уже не в "китайской" стилистике, а вполне себе европейской - барочной.
Гарнитур из двух ваз. 1740-1750. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (The Metropolitan Museum of Art). Интересная роспись в "окнах": уже не в "китайской" стилистике, а вполне себе европейской - барочной.

Ещё одна интересная ваза более позднего периода (прибл. 1750-й год). Уже и следа не осталось от стилевого подражания китайцам. Бал правит БАРОККО в чистом виде! Смотрим...

Ваза с крышкой и съёмным основанием ОРМОЛУ (таким термином обозначают бронзовые элементы декора (фурнитуру), позолоченные "ртутным" методом). Атрибутирована ваза серединой XVIII-го века, т.е. прибл. 1750-м годом. состоит из четырёх панелей с раскрашенными маскаронами, олицетворяющими времена года, и рисованными сценами пейзажей с птицами. Маскароны соединены между собой лепными и разрисованными цветочными гирляндами. Поддерживают вазу, как бы посаженную в раковину, статуэтки путти. Крышка со спиралевидным завитком. ОРМОЛУ чисто барочного вида. Мейсен.
Ваза с крышкой и съёмным основанием ОРМОЛУ (таким термином обозначают бронзовые элементы декора (фурнитуру), позолоченные "ртутным" методом). Атрибутирована ваза серединой XVIII-го века, т.е. прибл. 1750-м годом. состоит из четырёх панелей с раскрашенными маскаронами, олицетворяющими времена года, и рисованными сценами пейзажей с птицами. Маскароны соединены между собой лепными и разрисованными цветочными гирляндами. Поддерживают вазу, как бы посаженную в раковину, статуэтки путти. Крышка со спиралевидным завитком. ОРМОЛУ чисто барочного вида. Мейсен.

В следующей галерее представлены вазы этого периода уже без кропотливого описания. Как говорится, просто полюбоваться...

Эта была попытка показать читателю\зрителю, что может сделать, во-первых, человеческая фантазия, во-вторых, фарфоровое производство, и даже не нашего, сверхтехнологичного XXI-го века, а архаичного XVIII-го...

Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.

Еда
6,93 млн интересуются