Предлагаю вашему вниманию редкий, но при этом имеющий культовый статус английский гоночный велосипед конца 1940-х годов из коллекции Веломузея Baines модели International TT! Эта веломашина по праву считается классикой английского легковесного велостроения, достигшего вершины своего развития как раз во второй половине 1940-х годов.
Братья Вилли и Редж Беинс ( W & R Baines) владели в городе Брэдфорд велосипедным магазином и мастерской. Велосипедные традиции в их семье имели давние корни - отец занимался торговлей велосипедами еще в начале века, основав компанию Manor Cycle Works в Экклсхилле, Брэдфорд, в 1898 году. В середине 1930-х на волне огромного интереса в среде спортсменов, мастеров-рамостроителей и энтузиастов велосипедного дела к теме постройки самой "быстрой" и легкой велосипедной рамы, братья Беинс создали очень странную на вид, но, как оказалось, весьма успешную конструкцию. Специфический дизайн рамы с короткой базой делал педалирование более продуктивным, она оказалась очень "накатистой" и обладала легким весом. Первые образцы были готовы в 1935 году, а с 1936 началось серийное производство модели, получившей наименование VS37, из-за колесной базы 37 3/4 дюйма. В среде спортсменов-велосипедистов за этой моделью закрепилось название Flying Gate, т.е. «Летающие ворота», от которого братья Беинс были, мягко говоря, не в восторге. ;-) Также выпускались: более простая дорожная модель VS38, не имевшая дополнительных подкосов, идущих от концевиков рамы к верхней горизонтальной трубе и несколько моделей с рамами классического дизайна.
Братья очень серьезно подошли к технологии изготовления рам и совершенствовали ее по мере выпуска велосипедов. Рамы собирались из труб Reynolds 531 на специальном стапеле и тщательно пропаивались. Ответственные узлы для рам отливались компанией Vaughans в Бирмингеме.
На успех модели VS37 сильно повлиял выигрыш Джеком Фэнкортом (Jack Fancourt) гонок ТТ на острове Мэн в 1937 году, после чего на рамы Flying Gate обратили внимание первоклассные гонщики. Проанализировав опыт этих гонок, братья Беинс выпустили модель International TT, где использовалась та же конструкция, что и у VS 37, но с длинной колесной базой 39 1/2 дюйма, более подходящей для шоссейных гонок и использования переключателей передач. Эту модель с большим успехом эксплуатировали Джек Фэнкорт (Jack Fancourt) и Джек Холмс (Jack Holmes) на гонках с общим стартом в Брукленде и Доннингтоне в 1938 и 1939 годах, а также на Чемпионате Мира 1938 года в Валкенбурге.
Модель International TT стала настолько востребована, что владельцам фирмы пришлось расширить производство, чтобы удовлетворить растущий спрос.
Во время Второй Мировой войны производство было свернуто и вновь восстановлено после ее окончания. Послевоенные рамы строились на заказ с использованием имеющегося запаса литых узлов. Когда они закончились, узлы для рам изготавливали из стального листа методом штамповки с последующей пайкой. Велосипеды комплектовали в соответствии с пожеланиями заказчиков. Производство рам прекратилось примерно в 1952 году.
В конце 1970-х годов производство «Летающих ворот» было вновь восстановлено, но уже другим человеком – Тревором Джарвисом (Trevor Jarvis), купившим патент на конструкцию и права на воспроизведение. Кстати, именно тогда впервые официально было утверждено название Flying Gate, под которым модель и продавалась.
Довольно много велосипедов было выпущено в конце 1970-х и начале 80-х годов на TJ Cycles в Бертон-он-Трент. Производство в небольших количествах продолжается по сей день.
В наше время велосипеды Baines моделей с рамами Flying Gate (VS 37, VS 38, International TT и Whirlwind) считаются редкими и классическими, так что приобретение такого аппарата – большой успех для любого коллекционера. Тираж велосипедов Bains оценивается примерно в 1000 экземпляров до войны, из которых 95% приходится на модели с рамами Flying Gate, и еще около 1000 с 1946 по 1952 год.
В коллекции Веломузея хранится экземпляр модели International TT, изготовленный во второй половине 1940-х. Велосипед укомплектован лучшими английскими и французскими компонентами рубежа 1940-50-х годов. Машина весит около 10 кг. Есть некоторые недостатки по части комплектации, так что этот аппарат находится в очереди на реставрацию. После завершения работ я с удовольствием покажу вам их результат. ;-)
Здесь вы можете увидеть уникальные английские гоночные легковесные велосипеды 1940-х годов из коллекции Веломузея: