Начало беседы с Анютой Алексеевой из Минска, которая стала признанным знатоком вина и много времени проводит во Франции -- ЗДЕСЬ
-- Французское виноделие, как и кухня, густо замешано на снобизме. Вы это не чувствовали?
-- Знаете, нужно различать снобизм и настоящее качество. Для меня стал показательным такой случай. Как-то мы всем дегустаторским клубом поехали из Бордо в Шампань, чтобы посетить хозяйство, где делают шампанское Krug. «Круг» -- это «роллс-ройс» шампанского, топ из топов, они даже не делят свои напитки на базовые и престижные, цена любой бутылки – только трехзначная. И вот там у «Круга» мы столкнулись с настоящим снобизмом. Дама, которая нас принимала, менеджер, отнюдь не владелица, буквально на каждом шагу давала нам понять, что есть Krug и есть весь остальной мир. Мои бордосцы (а это же гасконцы, у них с чувством юмора все в порядке), разумеется, стали за ее спиной тут же отпускать на эту тему шуточки и подколки, передразнивать ее. Но я сказала – подождите, давайте сначала попробуем. Принесли шампанское. И вот когда мы поглядели на него, подышали им и сделали первый глоток, шутки сразу прекратились. Это была такая гармония вкуса, цвета и запаха! Да, снобизм смешон – когда он безоснователен. Но когда основание есть – можно и потерпеть.
Янки любят поагрессивней
Кстати говоря, великими снобами во всем мире называют французов. Но если взять тему, кто как выбирает себе вино, то тут самый снобистский подход – у американцев. Эта нация выше всего чтит рейтинги и смотрит, сколько пунктов дал вину их отечественный винный критик Роберт Паркер. На вкус американца также легко повлиять, сообщив, что это вино пила такая-то звезда, или придумав вину романтическую брендовую легенду.
Французов на подобные дешевые маркетинговые уловки не возьмешь. Покупая вино, они ищут разумное соотношение цены и качества. Никто не ищет «Шато Марго», «О-Брийон». Зачем – обратись к негоцианту, он предложит. Французам ни раскрученностью марки, ни знаменитостью вина голову не заморочить. Им нужна четкая мотивация. Допустим, предлагаемое вино – эксперимент, винодел посадил лозу, которая когда-то в тех краях росла, потом ее перестали культивировать и вот теперь хотят возродить прежнюю культуру. Или это вино из очень старой лозы. В общем, мотивация должна быть профессиональной. А имиджевый напиток – то, что идет на ура в Америке, – французы не понимают.
Вкусы разных народов надо учитывать, если идешь на мировой рынок. Известно, например, что русские и норвежцы любят сладкий алкоголь. После того как русские солдаты, громя Наполеона, остановились лагерем в Шампани, небезызвестная мадам Клико стала добавлять в свой напиток больше сахара. И бордоские виноделы тоже мне говорили, что многие русские импортеры просят их добавлять сахар – шептализировать вина, говоря профессиональным языком.
У меня был интересный опыт, когда я ездила на трехдневную дегустацию в Нью-Йорк, приуроченную к 25-летию журнала «Винный обозрпеватель». На нее съезжаются только владельцы виноделен: не маркетологи и не продавцы. Были представлены 256 лучших шато мира. И параллельно шла дегустация, где винодельческое хозяйство из Калифорнии представляло свои вина «Пино нуар» и «Шардонне». Можно было сравнить один и тот же виноград, выросший на разных материках: шардонне калифорнийский и шардонне бургундский, пино нуар калифорнийский и бургундский. Сразу стали очевидны различия между американскими винами и французскими. Во-первых, сложность вкуса. Бургундское, конечно, было сложнее. Неудивительно: виноград, выращенный в более теплом климате, больше насыщен алкоголем и вкус вина получается проще. Хотя калифорнийское вино было выдержано три месяца в дубе, а бургундское – аж восемь месяцев, дубовые оттенки в калифорнийском проступали намного агрессивнее. Вот потому американцы и любят более экспрессивные, с мощным вкусом и ароматом вина – другая вкусовая традиция.
Тем не менее, бывая в Америке, я вижу, как вкус любителей меняется в лучшую сторону. Это предвидел и барон Ротшильд, который в прошлом веке сделал совместно с Робертом Мондави знаменитое калифорнийское вино Opus One. Мне друзья подарили бутылку урожая 2000 года, я его пробовала. Хотя ему можно было лежать и лежать, его вполне можно было и пить. Очень мощное вино, настолько самодостаточное, что аккомпанировать ему способна только самая простая – фоновая еда, то есть еда, которая ни в коем случае не взялась бы конкурировать силой вкуса с вином. Например, мясо, жаренное на решетке.
-- Или яичница – чего уж проще!
-- Ни в коем случае. Яичница – это сложная еда. Ее я рекомендовала бы с шампанским. По текстуре они должны сочетаться. Яйцо обволакивает язык и желток закрывает рецепторы. А шампанское своими волшебными пузырьками может это снять. Вот эта тема – сочетание продуктов и вин -- для меня невероятно интересна. Увлекшись вином, я очень скоро поняла, что его нельзя воспринимать как самостоятельный продукт. Исторически так сложилось, что вино сопровождает еду. Значит, чтобы изучить вино, надо изучить вначале кухню.
Понравилось? Подпишись на наш канал! Продолжение ЗДЕСЬ.
Ирена Полторак (с) "Лилит"