Один мой очень хороший институтский друг когда-то работал в Германии, в институте Макса Планка. Его даже уговаривали там остаться, но он оказался патриотом и вернулся. Сейчас академик и очень известный в научном медицинском мире человек.
В его отсутствие институт теперь пытается заняться хоть чем-то полезным, и его сотрудники сделали совершенно случайно такое вот открытие.
Биологи проверили 40 образцов обычного магазинного чая в пакетиках и обнаружили там огромное количество ДНК самых разных букашек. Найдены были следы травоядных, хищников, детритофагов, паразитов в количестве трех разных классов, 22 отрядов, 281 семейства, 1068 родов и 1279 видов.
Достоверно получилось обнаружить следы эДНК (экологической ДНК) 3264 насекомых. На каждый пакетик чая было обнаружено в среднем около 200 различных частиц, причем самая большая доля была обнаружена в зеленом чае (привет, любители!).
Почему именно зеленый чай так привлекает разную мелюзгу, доподлинно выяснить не удалось, но предполагают, что это связано с большей привлекательностью для насекомых чайной камелии, из которой эти сорта производятся.
Уникальность исследования состоит в том, что до этого никто не додумался искать ДНК именно в высушенном материале. Он ведь проходит множество стадий обработки, и раньше считалось, что высокая температура, высушивание и прочие процедуры напрочь убивают всякую ДНК. Однако выяснилось, что ДНК чайных листьев поразительно устойчива.
Насекомому достаточно только слегка откусить листик и полакомиться им, чтобы ДНК чая осталась в нем. Устойчивые следы ДНК можно найти потом и в слюне, и в выделениях букашки, причем даже если помыть загаженное место водой и облучить ультрафиолетом.
Мои давние предположения, что, по сути, люди только и делают, что обмениваются друг с другом микрофлорой, полностью подтвердились, только выяснилось, что в процессе мы еще обмениваемся ДНК с кучей насекомых и не только. Причем каждый день при каждом чаепитии, даже если посуда хорошо вымыта и продезинфицирована.
Кому и чем могут помочь эти исследования, пока сказать трудно. Возможно, когда-то это пригодится для того, чтобы вычислить место производства чая (по остаткам ДНК насекомых, которые водятся в этой области). Кто-то сможет отследить подделку или незаконную транспортировку чая. Кто-то сможет наблюдать за вредителями на конкретной территории или за биоразнообразием.
В общем, была бы информация верной, а уж как ее к делу пристроить, мы придумаем.
Нравится ли мне знание о том, что вместе с чаем я потребляю ДНК тысяч насекомых? Не сказал бы, что сильно. Однако пил я чай с удовольствием пять с лишним десятков лет до этого, буду пить с точно так же и дальше. Надеюсь, еще долго, чего и вам желаю!
Совсем не тот случай, когда многие знания принесли многие печали!