В рамках программы сохранения популяции балтийской кумжи - «Кумжа имеет значение», которая реализуется в проекте «Санкт-Петербург – лососёвая столица», пришло время поделиться первыми данными. И они не утешительны.
Учитывая сложившуюся ситуацию, мы имеем реальные риски потерять большую часть популяции кумжи в ближайшее время. Таковы неутешительные выводы, к которым мы пришли, опираясь на данные исследований, консультации со специалистами из России и данные полученные от коллег из Шотландии. Где существует схожая проблематика.
На основе разных источников и оценок ещё каких-то 60–80 лет назад в акватории бассейна Финского залива было по меньшей мере 3–4 десятка ручьёв и рек, с устойчивой популяцией кумжи. Дававших суммарно 120–140 тыс. взрослых особей.
Последние данные, которые вероятнее всего базируются на теоретических моделях (поскольку комплексного исследования давно не проводилось) к середине 00-х – началу 2010-х годов эти цифры сократились до 10–15% от максимальных значений.
В рамках программы «Кумжа имеет значение», на основе имеющихся данных был составлен список из примерно 30 рек и ручьёв, которые могли бы представлять интерес. Некоторые из них были хорошо знакомы по предыдущим годам работы по восстановлению популяции.
Масштабные исследования начнутся в ближайшее время, но уже сейчас можно уверенно сказать, что цифры в 10–15% сильно преувеличены. Есть и другие тревожные сигналы, главный из которых – возможная утрата основной популяции кумжи. Сохранение вида лишь в ограниченном числе рек. Резкое снижение мест обитания, количества, среднего и максимального размеров.
К сожалению, не все рыболовы понимают, что в природе нет биологического разделения видов по характеру среды обитания. Жилая или проходная формы одного вида – в любом случае являются кумжей. И большинство из той рыбы, которую ловят любители в речках, называя «форель-пеструшка» — это или жилая форма или молодь проходной формы кужми.
Как правило мы рассматриваем только реки и притоки первого и второго порядка. Однако детальные исследования показали способность кумжи подниматься существенно выше, достигая притоков четвёртого и пятого порядков. Пересекая одно или два озера.
Связано ли это с вынужденным поиском новых мест для нереста или является исконной моделью поведения ещё предстоит выяснить.
Сегодня я обозначу ключевые факторы воздействия, оказывающие наибольшее влияние на популяцию.
1 Полная утрата мест обитания.
Не менее половины ручьёв и рек, где ещё сравнительно недавно сохранялась устойчивая популяция кумжи, фактически полностью утрачены. Некоторые оказались на территории построенных коттеджных посёлков; некоторые пересохли в результате изменений водного баланс. Часть оказались загрязнены или захламлены.
По предварительным оценкам до 30% от первоначального числа можно считать безвозвратно утраченными.
2 Ухудшение среды обитания.
Те реки и ручьи, где популяция сохраняется подвергаются жёсткому антропогенному воздействию. Связанному с развитием сельхоз хозяйств и агропромышленного комплекса в целом. Стоки с полей и фабрик направлены непосредственно в реки.
Влияние оказывается как непосредственно на вид, так и среду обитания в целом. Вырубка лесов, осушение территорий снижают количество и разнообразие насекомых. Необходимых для роста и развития вида. В качестве кормовой основы или кормовой базы видов, являющихся в свою очередь кормом для хищника.
Тоже касается и истощения мест нереста. Заиливания НВУ, захламления русла реки и тд.
Можно говорить, что этот фактор является основой причиной общей депрессии среды обитания. Где сложно оценить, какое именно количество кумжи погибает или не рождается. Но очевидно, речь идёт о существенной доли от общего потенциала. Однако в большей степени этот фактор влияет не на сокращение популяции, а сокращение потенциальных возможностей реки.
Говоря простым языком, река уже не в состоянии дать то количество, которое давала раньше. Даже, если исключить факторы воздействия на саму рыбу.
3 Браконьерство.
Данный фактор стоит оценивать с поправкой на то, что определённое воздействие браконьерского лова оказывалось всегда. Кумжа всегда являлась объектом ловли и вероятно в текущий момент этот процент воздействия скорее снижается, чем увеличивается. Однако при резком сокращении популяции в абсолютных цифрах доля воздействия стала больше.
Проще говоря. Если раньше из 100 рыб примерно 30 становились добычей браконьеров, что можно было оценить, как менее 30% воздействия (в реальности меньше). То сегодня это количество вероятно сократилось до 15-20 рыб. Но и общее число тоже рыб упало с условных 100, до 40 или даже меньше.
4 Любительское рыболовство.
Как не странно, этот фактор вызывает наибольшую тревогу. Рост числа увлеченных «форелевой рыбалкой» наблюдается каждый год. Если ещё 15–20 лет назад число любителей форелевой рыбалки было незначительным. Можно сказать, что в регионе была своя «камерная» тусовка, где +- все друг друга знали. Несмотря даже на отсутствие современных средств коммуникации. Большая часть рек посещались редко.
Сегодня эта цифра увеличилась многократно. Число любителей «форелевой рыбалки» фактически становится более заметным, в сравнении с другими направлениями ловли. Это парадоксально!
Появилось даже явление: рыбалка с гидом на форелевых реках. Что с точки зрения закона и здравого смысла вызывает определённые вопросы к «организаторам» подобных «сафари»!
Чем объясняется такой бум интереса к ловле по сути молоди кумжи - объяснить довольно сложно. Причин может быть много. Они не столь важны, как тот усиливающийся прессинг на практически все без исключения реки и ручьи.
Стоит отметить, что параллельно с популяризацией ловли кумжи в малых реках, набирает и популярность принцип «поймал-отпустил». Однако не всё здесь так однозначно!
Учитывая интенсивность поимок, неумение обращаться с рыбой, методы ловли, приманки, типы крючков и тд. Определённа (вероятно, значительная) часть формально отпущенной рыбы с высокой долей вероятности - не выживает.
Если представить, что в прошлом на 10 пойманных и отпущенных рыб погибает 2. Сопоставить с динамикой увеличения числа рыболовов, а значит и поимок. То данный коэффициент можно считать следующим образом:
- раньше на 100 рыб приходилось 15 изъятых рыб и 10 отпущенных и из них 2 погибали. То сегодня эта цифра, возможно, выросла в несколько раз. Минимум в 3–4, а может и в 5ь раз. Таким образом и потери реки тоже выросли. Но не соразмерно, а в гораздо худшую сторону.
Это объясняется двумя причинами. При общем существенном увеличении числа рыболовов увеличилось и число тех, кто
а) вообще не отпускает рыбу. По моим наблюдениям и оценкам число их заметно выросло. Как не парадоксально!
б) не умеет обращаться с уловом. О чём, в частности, свидетельствуют многочисленные фотографии в сети. Рыболовы оправдывают себя применением безбородых одинарников, силиконовых подсачников и перчаток. Думая, что это решение проблемы.
Следовательно, и средние потери выросли кратно. Вероятно, в 2–2,5 раза тех кто не отпускает вообще. Из 10 отпущенных, а 4-5 или больше.
Важно подчеркнуть, что сдерживающим фактором является и общее сокращение количества рыбы. Поймать и отпустить эти 10 рыб во многих реках стало серьёзной задачей!
Есть и ещё одна не утешительная новость. Текущая оценка и исследования показывают слабую эффективность искусственного зарыбления. Если в случае с лососем процент возврата рыбы находится в пределах 4–12% от количества выпущенных смолтов. То в случае с кумжей до момента ската доживают буквально единицы. И в целом этот показатель очень низкий. Причём не только у нас (полноценных исследований пока не проводилось, есть только некоторые косвенные показатели); но и в других местах (странах), где кумжу пытаются восстановить путём искусственного зарыбления.
Да и объёмы зарыбления кумжей, как и реки, в которые её выпускают в нашем регионе - единичны.
Для улучшения ситуации необходима разработка более действенной модели.
Такова печальная картина происходящего на кумжёвых реках Ленинградской области.
Стоит отметить, что на ловлю данного вида действует круглогодичный запрет. Независимо от размера. Штраф за одну особь составляет 12 000 рублей. В случае крупного или особо крупного ущерба может последовать уголовная ответственность.
О предпринимаемых шагах для улучшения ситуации я расскажу в следующей публикации.
Проект «Санкт-Петербург – лососёвая столица» реализуется при поддержке и совместно со специалистами Северо-Западного ТУ Федерального агентства по рыболовству; СЗФ ФГБУ Главрыбвод; специалистами ВНИРО ГосНИОРХ.
Дмитрий Матвеев || ItodorTV
фото из архивов автора (с)
#рыбалка #ловля рыбы #форель #кумжа #лосось #реки #природа #экология #проблемы #хобби