Найти тему

«И рассвирепели язычники...» (Откр.11:18)

Оглавление

.

.

И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю (Откр.11:18)

.

Образ рассвирепевших язычников, который открывается в главе 11 не до, а после звука седьмой трубы, входит в число самых загадочных и самых неочевидных свидетельств книги Откровение. Ведь если воспринимать седьмую трубу как ту самую последнюю трубу, вместе с которой «во мгновение ока» происходит Второе Пришествие Спасителя, воскресение мертвых и Суд Последнего дня (1 Кор.15:51-53, 1 Фес.4:16 и т.д.), — ни времени, ни возможности «рассвирепеть» после седьмой и последней трубы у язычников не остается.

Более того, к этому моменту на земле не должно остаться и самих язычников, — ведь для того, чтобы восстать на Суд Последнего дня, который совершается при последней трубе, они должны пребывать не среди живых, а среди мертвых (Откр.20:11-12).

А если не связывать ту «последнюю трубу», о которой неоднократно свидетельствует ап. Павел, с «седьмой трубой» из книги Откровение, — это будет означать, что существуют разные «последние трубы», одна из которых описана словами «…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фес.4:16), а о второй говорится «в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откр.10:7).

Причем вполне очевидно, что разместить две разные «последние трубы» на воображаемой линии событий так, чтобы они соответствовали двум разным вселенским событиям, происходящим в разное время, попросту невозможно.

С другой стороны, среди событий главы 11, прямо предшествующих седьмой трубе и величайшему торжеству Небесного собора, упоминаются только великое землетрясение, падение десятой части некоего города и гибель семи тысяч имен человеческих (Откр.11:13), что в буквальном смысле не соответствует ни различным библейским пророчествам о Последнем дне и Втором Пришествии Спасителя, ни свидетельствам об этих событиях, возвещенным в самой книге Откровение (как, например, «...увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует», Откр.19:11).

И, тем не менее, все, что связано с седьмой трубой, следует относить именно к последнему дню ветхого мира и сошествию с небес Слова Воинствующего, — а одним из самых возвышенных пророческих образов, посвященных этому событию, является прорисованная в главе 11 «конечная судьба человеческих имен».

Суть этого новозаветного свидетельства заключается в том, что при сотворении мира род человеческий был «взят из земли» (сравн. – 1 Кор.15:47; «…создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою», Быт.2:7), и человек получил соответствующее своему происхождению имя («адам» в иврите буквально «человек», но однокоренное «адаму» слово «адама́» означает «земля»).

Однако в результате грехопадения, а затем Распятия на кресте Сына Божия и Спасителя человечества, ветхая земля лишилась будущего и пребывает «обреченной огню» (2 Пет.3:7), — поэтому все «природные» человеческие имена в новозаветные времена по сути «написаны на прахе», сравн.:

Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. "Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой" (Иер.17:13)

.

А поскольку в духовном смысле «книга жизни» человека находится там, где написано его имя, — и «земная» человеческая природа, и любые «земные» имена проживут не дольше, чем просуществует сама земля, то есть только до того момента, пока не рухнут и не обратятся в прах невидимые основания ветхого мира.

При этом те имена, которые открывают для человека врата вечной жизни, пишутся не на земле, а на небесах...радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», Лк.10:20), и запечатлены не в прахе, а в «небесном камне» (сравн. – «...и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает», Откр.2:17), — а полный список этих вечных имен есть та самая «книга жизни Агнца», которая будет открыта у Небесного престола на Суде Последнего дня (сравн. – Откр.3:5, Откр.13:8, Откр.17:8, Откр.20:12, Откр.20:15, Откр.21:27, Откр.22:19, знаменательные семь упоминаний).

(Очевидно, что книга жизни Агнца есть «скрижаль Небесного камня», сравн. – Ис.28:16, написанные в ней имена не «сотрутся» при последнем великом землетрясении вместе с «земным прахом»)

Другими словами, все «гибнущие» имена, полнота которых прорисована в книге Откровение в числе «семь тысяч», соответствуют «перстному» (сравн. – 1 Кор.15:47) человечеству, — а «погибают» такие имена потому, что последнее великое землетрясение разрушает «книгу ветхой жизни», которая выступала единственной основой их «природного» существования, сравн.:

Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое (Евр.12:26-27)

(К слову, вполне возможно, что на эти смыслы косвенно ссылается эпизод из Евангелия от Иоанна, где Господь молча написал что-то перстом на земле, чем устыдил обвинителей, намеревавшихся побить камнями женщину, взятую в прелюбодеянии, Ин.8:3-8)

.

Более того, именно противопоставление «земных» и «небесных» имен приводит к логическому завершению всю череду событий главы 11, где сначала с одной стороны был явлен подлежащий пророческому измерению храм и жертвенник, которым соответствуют духовные имена, написанные на камне (сравн. – Ис.66:22, Лк.10:20, 2 Тим.2:19, Откр.3:12 и т.д.), — а с другой стороны упоминался не измеряемый пророческой тростью внешний двор, до времени отданный язычникам (Откр.11:1-2).

Затем с одной стороны были прорисованы «две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли», — а с другой «живущие на земле», которые считали, что два свидетеля и пророка их в буквальном смысле «мучают» (Откр.11:3-10). И тут же «живущим на земле» противопоставлялись «многие из народов и колен, и языков и племен», которые после убиения двух пророков не позволили «положить трупы их во гробы» и не принимали участия в связанном со смертью двух свидетелей торжестве беззакония (Откр.11:9-10).

Далее «многие из народов» через «три дня с половиною» своими глазами увидели воскресение двух пророков и стали свидетелями их вознесения, — а враги двух воскресших пророков осознали происходящее только тогда, когда «стоящие перед Богом земли» уже «взошли на небо в облаке», то есть утвердились на небесах и облеклись в Божественную славу (Откр.11:11-12).

И, наконец, в последнем великом землетрясении погибли все земные имена человеческие, — а «прочие» (т.е. те, кто обрел имя небесное), «воздали славу Богу небесному» (Откр.11:13, сравн. – Пс.68:28-29) и получили возможность войти в вечное Благословенное Царство.

Таким образом, есть все основания утверждать, что глава 11 в каждом своем стихе свидетельствует не о неких отдельных персонажах, но обо всем человечестве, разделенном в новозаветные времена на Церковь Божию — и мир, лежащий во зле (1 Ин.5:19).

А к тому моменту, когда прозвучит седьмая труба, «рассвирепевшие язычники» уже не будут реальной действующей силой, и восстанут на Последний Суд не как живые, но как мертвые.

(Другими словами, исполнение меры их беззаконий и «последнее землетрясение» произошли чуть ранее, — поэтому к седьмой трубе «ярость язычников» является не вновь открывшимся обстоятельством, а событием в глагольной форме аориста, то есть совершившимся и законченным до седьмой трубы)

Соответственно, в Откр.11:18 тайнозритель еще раз (как бы постфактум) свидетельствует о том, что в последние дни ветхого мира все нечестивое человечество, стремясь завершить свою многовековую войну с Церковью Божией, перейдет к ее прямому тотальному уничтожению, — и именно эта невиданная ранее «свирепость» язычников, открывшаяся во всей полноте в дни умерщвления «двух свидетелей» и в противоестественном торжестве над их трупами, станет причиной «последнего великого землетрясения», за которым тут же последует Последний Суд и окончательное Божественное возмездие время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим… и погубить губивших землю», Откр.11:18).

(Если представать все эти события в иной линии образов, можно еще раз отметить, что в новозаветном христианском служении присутствует «сила соли», продолжающая образы и смыслы ветхозаветных жертвоприношений, которые без «осаливания» на жертвенник не возносились, — и что именно к этим образам обращается Господь, когда намекает на то, что «соль земли», т.е. люди Божьи, в определенный момент «потеряет силу», сравн. – «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?», Мф.5:13.

А применительно к образам «храма мироздания» события последних дней означают, что огонь жертвенника всесожжения внутреннего двора на короткое время погаснет подобно тому, как это случилось в ветхозаветном противостоянии пророка Илии и лжепророков Ваала на горе Кармил, так как в последние дни этот жертвенник зальют «нечестивые воды», которые будут представлены не буквальной жидкостью, и даже не «физическими» морями и океанами, но «рассвирепевшими язычниками», сравн. – «...и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою», Лк.21:25-27. Причем именно в этих событиях исполнится пророчество о «прекращении жертвы и приношения» и о «мерзости запустения», возвещенное Спасителем на Елеонской горе, сравн. – Дан.9:27, «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет», Мф.24:15)

А поскольку полнота Божественного возмездия может совершиться только при условии, что на Последний Суд предстанет весь без исключения род человеческий, — после слов о «рассвирепевших язычниках», раскрывающих причину гибели ветхого мира, тайнозритель тут же свидетельствует об исполнении обещания, данного святым Божьим в самом начале новозаветных времен, сравн.:

И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр.6:10-11)

И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю (Откр.11:18)

.

Более того, именно в этот момент произойдет воскресение в жизнь вечную всех без исключения страдавших и терпевших, которые станут свидетелями последнего суда над всем мировым нечестием.

А как только на Суде Последнего Дня будет взыскана в полноте вся вина крови (Пс.9:12-13, Ос.1:4, Лк.11:50-51, Откр.18:24, Откр.19:2 и т.д.), да и вообще любая вина представителей «рода змеиного» (Мф.23:33-36), — для спасенного человечества откроются врата непоколебимой и неизменной Божественной вечности, в которой исполнится вся полнота новозаветных обетований:

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес.4:15-17)

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Открытие небесного храма и явление ковчега завета (Откр.11:19)

Предыдущая статья: Окончание второго горя и седьмая труба Апокалипсиса (Откр.11:14-17)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим и погубить губивших землю, Откр.11:18