.
.
И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр.6:9-10)
.
Причины и смыслы временного (до Воскресения и Вознесения Спасителя) пребывания душ ветхозаветных мучеников под неким жертвенником, местоположение и предназначение которого прямо не называется, достаточно подробно обсуждались в публикациях канала, посвященных символике Небесного храма.
Однако буквально все, что было и будет сказано на эту тему, требует оговорки, что подобные вопросы не поддаются ни полному уразумению, ни детальному описанию, — поэтому в данном случае лучше ограничиться обозначением таинственной сути того неестественного для человека состояния, которое прорисовано в образе «вопиющих» душ, пребывавших до времени под вселенским жертвенником всесожжения.
Что касается громкого и весьма настоятельного обращения «душ под жертвенником» к Владыке Небесному, — их слова «доколе, Владыка... не судишь и не мстишь..» ни в коем случае не связаны с желанием увидеть быстрейшее (и тем более максимальное) отмщение как таковое. То есть эта мольба не является ни выражением «жажды мести» в ее упрощенном мирском понимании, — ни даже требованием о формальном «восстановлении справедливости», которое являлось бы самоцелью (то есть испрашивалось бы само по себе, вне зависимости от всех прочих событий и процессов).
Подлинная причина обращения-воззвания «душ под жертвенником» к Творцу и Вседержителю была обусловлена их всепоглощающим устремлением освободиться от уз смерти в той реальности, которой они были причастны до Христа, и в которой не было альтернативы заповеди, утвердившей принцип «кровь за кровь».
(В духовной реальности времен Ветхого Завета сначала должно было совершиться возмездие — и только потом убиенные могли обрести свободу от земли, с которой они оказались «намертво» связаны в результате пролития на землю их невинной крови, сравн. – Быт.4:10-11, Ис.26:21 и т.д.)
Кроме того, в соответствии с новозаветным «расширительным» смыслом ветхозаветного закона о всесожжении все мученики за слово Божье являлись пророческой жертвой от человечества, которая должна была оставаться на жертвеннике «всю ветхозаветную ночь» до восхода Солнца правды (Мал.4:2) и наступления «утра мира» (Лев.6:9-11).
Но как только Божественный Агнец был вознесен к престолу Вседержителя и взял из десницы Сидящего на престоле Небесную книгу, — для уверовавших в Спасителя наступили времена «светлого дня» и «новозаветного юбилея» (сравн. – Лев.25), когда для человека, пребывающего во Христе, открылись все возможные освобождения: и от рабства законам и уставам, имеющим силу для плоти и крови; и от накопленных «долгов»; и от всех неисполнимых собственными усилиями установлений и обязательств, и т.д., сравн.:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу (Лк.4:18)
.
При этом вполне очевидно, что прошение о возмездии, с которым «души убиенных» обращались к Сидящему на престоле, не было ограничено их непосредственными мучителями и убийцами. Это можно утверждать с полной уверенностью по той причине, что беззаконники, виновные в смерти ветхозаветных мучеников, к моменту совершения событий под пятой печатью и сами были давным-давно мертвы.
Однако несмотря на отсутствие среди «живущих на земле» тех, кто нес персональную ответственность за убиение пророков и свидетелей ветхозаветных времен, вопрос «доколе, Владыка… не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» оставался актуальным вплоть до «снятия печатей» с великой Небесной книги. Так что «возопили» мученики не о мести отдельным людям, но о восстановлении справедливости в масштабах всего без исключения человечества, — а то нетерпение, которое проявилось в слове-обращении мучеников к Владыке Небесному, свидетельствует не столько о стремлении поскорее увидеть окончательное «законное» возмездие, сколько об их собственном несвободном положении, в котором они пребывали до утверждения во вселенной духовной реальности Нового Завета.
(Даже если видеть в их словах исключительно мольбу «о праведном суде, о слове Бож. Правосудия по отношению к грешникам...» (проф. Лопухин), — очевидно, что недоумение и некоторое нетерпение умерщвленных свидетелей не могли продлиться далее утверждения Нового Завета и открытия для них Совершенного Откровения Спасителя, так как вместе с Откровением Иисуса Христа всем мученикам ветхозаветных времен было даровано разумение тех новозаветных истин, которых они жаждали и искали, и в число которых входит и неизбежность Суда Божьего, грядущего на любое зло и нечестие; и искупление всякого греха человеческого; и переход «права на мщение» к Самому Христу; и Совершенство Закона, согласно которому «милость превозносится над судом», Иак.2:13)
Кроме того, нет сомнений, что с того рода, который оставляет на себе вину пролития невинной крови, эта вина не взыскана и до сего дня (т.к. соответствующее воздаяние родам человеческим, идущим от Каина, может совершиться только при условии, что все люди, и живые, и мертвые, со всеми своими предками и потомками одновременно предстанут на Суд Божий), — а если бы нечто подобное произошло в момент снятия пятой печати, это означало бы наступление последнего дня ветхого мира, который кроме всего прочего является днем всеобщего суда и окончательного возмездия (Иер.46:10, Ам.5:18-20 и т.д.).
Так что для тех, кому в самом начале новозаветных времен еще только предстояло покаяться и уверовать в Господа и Спасителя, немедленное взыскание вселенской вины кровопролития не оставило бы ни времени, ни возможностей даже для осознания происходящего и духовного прозрения (не говоря уже о совершении своего спасения).
Именно по обозначенным выше причинам в том ответе, который дается душам «убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели», не называются «астрономические» времена и сроки Последнего Суда, что оставляет некоторое время буквально всем, для кого спасение возможно, — а тот предел, который положен для исполнения ожиданий ветхозаветных мучеников, представляется не неким календарным сроком, но новозаветной полнотой единого народа Божьего (т.е. их собственной полнотой, сравн. – «…пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число», Откр.6:11).
Таким образом, слова мучеников «доколе, Владыка…» свидетельствуют о том несвободном положении, в котором они пребывали до (в преддверии) утверждения Нового Завета, и предвозвещают Победу Христа, благодаря которой они тут же освободились и от собственных «законных» долгов, и от того неестественного для человека состояния, которое было обусловлено совершенными против них преступлениями, связанными с кровопролитием и человекоубийством (в этом смысле очень важно, что освобождение «узников крови» произошло в т.ч. и по образу ветхозаветного юбилея, а обязанность отмщения за невинную кровь принял Сам Господь и Спаситель, Рим.12:19).
Более того, милостью Спасителя вознесение ветхозаветных мучеников совершилось тут же, то есть немедленно, — и задолго до того, как всех тех, кто не ищет оправдания во Христе и разделяет всеобщую вину кровопролития, достигнет полнота Божественного возмездия (сравн. – Откр.18:24, Мф.23:35-36 ).
.
...............................................................................................................................................
.
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр.6:11)
.
В последнем стихе, посвященном пятой небесной печати, представлены самые существенные последствия тех вселенских потрясений и перемен, которые преобразили духовный мир в результате Победы Спасителя и утверждения в Нем Нового Совершенного Завета.
Так, «одежды белые», которые были дарованы «душам под жертвенником» в ответ на исходящую от них мольбу, есть символ и свидетельство освобождения святых мучеников от уз крови и смерти, оправдания от вины собственных прегрешений и дарования им новозаветной непорочности. Причем весьма знаменательно, что все это подается им от Лица Господа Иисуса Христа, Который принял и раскрыл Небесную книгу и соделался управителем и распорядителем в отношении всех процессов и событий, изменяющих духовные положения и состояния обитателей вселенной (т.е. в самом общем смысле ответ Спасителя не был ограничен словами из Откр.6:11 и «новыми одеждами», так как Откровение Иисуса Христа словом и делом ответило мученикам на все их вопросы, нужды и ожидания).
Более того, Сам Спаситель и есть самый полный и исчерпывающий ответ на все чаяния «убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели», так как именно в Победившем Христе святые подвижники ветхозаветных времен обрели и утешение, и свободу, и даже награду (несмотря на то, что воздаяние за верность не совершилось для них в полной мере и исполнится «до черты и до иоты» только в конце времен, — а в том, что буквально упоминается в видениях под пятой печатью, отражен только один (из многих) духовный аспект Победы Спасителя, связанный с одним конкретным вопросом).
Так или иначе, в те «астрономические» времена, когда ап. Иоанн находился на острове Патмос и трудился над книгой Откровение, ветхозаветные мученики уже переоблачились в белые одежды и успокоились в слове Божием, которому они, — и в этом нет никаких сомнений, — оказались послушны (сравн. – «и сказано им, чтобы они успокоились...», Откр.6:11).
А то обстоятельство, что освобождение подвижников веры и облачение их в небесные одежды описано как происходящее «на глазах» у тайнозрителя, есть есть еще одно библейское свидетельство о совершившейся с Новым Заветом «перемене священства» и «перемене закона» (Евр.7:12), в результате чего «души убиенных» из всех колен сынов Израиля, вставшие на свое основание-Христа, предстанут в дальнейших видениях Откровения Торжествующим Собором Небесной Церкви Первенцев, — то есть теми славными небожителями, о которых свидетельствует ап. Павел:
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр.12:22-24)
(Здесь можно еще раз отметить, что дарованные первенцам веры «одежды белые» есть в том числе и священнические одеяния, в которых входят во внутренние пределы Небесного храма.
Другими словами, в результате новозаветных перемен свидетели и мученики ветхозаветных времен вошли в Небесный Иерусалим и пребывают ныне перед Небесным Престолом и перед Первосвященником Нового Завета как прославленное в народах храмовое священство Нерукотворной скинии)
При этом то «малое время», на протяжении которого «сотрудники их и братья их» дополняют Торжествующий Небесный Собор до ведомой только Господу совершенной полноты, включает в себя все времена Нового Завета. И хотя в земном исчислении созидание и наполнение нерукотворной скинии продолжается уже два тысячелетия, — в той духовной реальности, к которой причастны новозаветные служители Небесного храма, эти тысячелетия не имеют существенного значения, поскольку воспринимаются не в калейдоскопе земных событий, а в перспективе уже открывшейся для небожителей Божественной вечности, сравн.:
Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод (Откр.7:17)
Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет… Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (Откр.20:4-6)
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Шестая печать Апокалипсиса: великое землетрясение и падение звезд (Откр.6:12-13)
Предыдущая статья: Четвертый всадник Апокалипсиса: почему он именуется «смерть» и восседает на «бледном» коне (Откр.6:7-8)?
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #пятая печать увидел под жертвенником души убиенных за слово Божье, Откр.6:9 #души мучеников возопили доколе Владыка Святый и Истинный не судишь и не мстишь за кровь нашу, Откр.6:10 #и даны были мученикам одежды белые, и чтобы они успокоились еще на малое время пока и сотрудники их и братья их дополнят число, Откр.6:11