Найти в Дзене

Образ «мiра сего» в трудах ап. Иоанна Богослова

Оглавление

.

Как и многие другие самые существенные и самые знаменательные новозаветные свидетельства, смысловые особенности понятия «мир сей» раскрываются во всей полноте именно в трудах ап. Иоанна.

Так, например, и первопричина, и духовная суть новозаветных событий представлена в четвертом Евангелии апостольским свидетельством о явлении «в мир сей» Света Истинного, т.е. Самого Господа и Спасителя:

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал (Ин.1:9-10)

Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин.12:46)

Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин.8:12)

Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин.9:5)

.

Более того, именно Божественный Свет возвещает и совершает всеобщий и окончательный суд Божий, — и начинается этот суд уже во времена земной проповеди Спасителя:

Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира… (Ин.8:23)

И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин.9:39)

Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин.12:31)

.

Причем несмотря на то, что суд Света Истины ожидает всех без исключения обитателей ветхого мира (1 Пет.4:12-19 и т.д.), — уверовавшие в Спасителя не смешиваются с теми, кто «от мира сего», но, проходя «суды света», обретают христианскую святость, а вместе с ней возвышенные мотивы и цели, которые отделяют их от господствующего в мире беззакония и нечестия:

Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин.17:15)

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин.2:15)

.

А в результате такого разделения Церковь Христова и «мир сей» оказываются в противоположных (т.е. во взаимоисключающих) положениях и состояниях:

Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин.16:20)

.

И имеют разное ви́дение и разумение Христа:

Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить (Ин.14:19)

.

И различную способность к восприятию Св. Духа:

Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин.14:17)

.

Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» (Откр.18:7)
Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» (Откр.18:7)

.

При этом ап. Иоанн особым образом отмечает, что те, кто не принимает Св. Духа, так как «не видит Его и не знает Его» (Ин.14:17), — все без исключения причастны иному (т.е. нечистому) духу:

Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения (1 Ин.4:5-6)

(Сравн.: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога», 1 Кор.2:12; или Еф.2:2)

.

Но самый существенный аспект обозначенного в апостольских свидетельствах вселенского духовного противостояния заключается в том, что после Вознесения Христа Его Новозаветная Миссия не закончилась: в «мире сем» осталась Церковь Христова, которая продолжила Его служение и день за днем возвещает «живущим на земле» неотвратимый Божественный Суд, грядущий на все возможное беззаконие и нечестие:

Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру (Ин.8:26)

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин.3:19)

Они не от мира, как и Я не от мира… Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир (Ин.17:16-18)

Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле (1 Ин.5:19)

.

Причем этот суд не отложен до последних дней ветхого творения, но через свидетельство Святого Духа совершается и будет совершаться в каждый из дней Новозаветного Домостроительства:

и Он (т.е. Св. Дух), придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден (Ин.16:8-11)

.

Более того, именно продолжение и совершение Вселенской Ми́ссии Спасителя полагает между Церковью и миром принципиальное и абсолютно непреодолимое разделение. Ведь насколько бы абстрактным не представлялся вопрос веры в отвлеченных мирских дискуссиях и «научных разоблачениях религии», — реальность Божественных истин не позволяет воспринимать их некой отстраненной идеалистической философией, не требующей от неверующих самого пристального внимания и самого серьезного отношения.

Как и свет по отношению к тьме, христианские истины самим своим присутствием совершают суд Божий над мировым злом, беззаконием и нечестием, — так что «мир сей» даже в самых простых проявлениях христианских добродетелей чувствует и осознает не только абстрактную опасность, но и прямую «личную» угрозу (т.е. грядущий на него меч Божий). И если с отдельными проявлениями некоторых христианских качеств мир теоретически еще мог бы примириться (так как они иногда бывают ему выгодны), — то со всей полнотой христианского учения он ни при каких условиях примириться не сможет (так как бескопромиссные воплощения христианских добродетелей потрясают самые основания такого мира, обличая не только господствующие в его среде нечестивые правила и обычаи, но и те глубинные основы, которые мир воспринимает «базовыми принципами» своего «благополучного» существования).

Поэтому как бы ни складывались те или иные условия и ситуации, в большинстве случаев «мир сей» не способен ответить на справедливые обличения и на христианское благочестие ничем, кроме той «природной» ненависти, которой он встретил Самого Спасителя, и, следуя которой, обрек Его на страдания и смерть.

Так, во времена земной проповеди Спасителя мир нечестия и неверия, еще не осознавая масштаба и необратимости происходящего, возненавидел только Самого Господа:

Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы (Ин.7:7)

.

Затем по мере того, как свидетели Иисуса Христа утверждались в новозаветных истинах, отделялись от мира и становились обличителями вселенского нечестия, — эта «природная» ненависть распространилась и на учеников:

Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира (Ин.17:14)

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:18–19)

.

А в итоге адресатом постоянной и всеобщей ненависти со стороны мира соделалась вся без исключения Церковь Христова (сравн. – «…и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое», Мф.24:9, то же в Мк.13:13, Лк.21:17, Мф.10:22).

Соответственно, нет ничего удивительного в том, что после Воскресения Спасителя естественная для мира духовная и физическая агрессия в зависимости от обстоятельств приобретала различные формы, — но уже никогда не изменяла самой своей сути.

Более того, поскольку причины и условия, которые порождают подобное отношение, не являются случайным или временным стечением обстоятельств, но отражают разницу «духовных природ» мира и Церкви, ап. Иоанн прямо свидетельствует о том, что христианам не стоит удивляться ни возникновению, ни бесконечным проявлениям этой цельной, масштабной, принципиальной и даже иррациональной ненависти («Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас», 1 Ин.3:13).

Другими словами, для того падшего состояния, в котором пребывает весь видимый мир, распявший Спасителя и непрерывно умножающий в своей среде всё возможное зло, ненависть и агрессия совершенно естественны и абсолютно безальтернативны.

(В этом контексте можно отметить, что людям, далеким от христианства, утверждения о свойственной им «природной» агрессии в отношении Церкви кажутся неуместными, преувеличенными и откровенно надуманными. Но если дискуссия чуть-чуть затягивается, — они тут же переходят к привычным для себя обвинениям, оскорблениям и лжесвидетельствам, имеющим целью представить Церковь главным мировым злом, которое везде и всегда мешает «просвещенному человечеству» достичь бесконечного и ничем не омраченного счастья)

Кроме того, взаимоисключающая разница природ, когда одни происходят «от нижних», а другие «от вышних» (Ин.8:23), косвенно свидетельствует о том, что во вселенной не существует никого, кто мог бы пребывать вне Церкви и при этом не являлся бы «миром». Так что между Церковью и миром нет ни малейшего «пограничного» (или «переходного», или «нейтрального») пространства, — ни тех, кто мог бы обитать в подобном «промежуточном» пространстве.

(Как не существует и ничего «третьего», отвлеченного от всего и способного находиться «на удалении» и от мира, и от Церкви, — ведь во вселенной нет ни одного духовного источника, способного порождать и поддерживать «независимые от всех» личности и сущности)

А поскольку противостояние мира и Церкви не формальное, а «онтологическое», т.е. обусловлено самим фактом их существования, и проявляется не от случая к случаю, но буквально «по всем границам», т.е. в каждой точке их соприкосновения, — такое противостояние исключает возможность достижения каких-либо договоренностей, перемирий и компромиссов.

И не оставляет никаких, даже самых краткосрочных вариантов «мирного сосуществования» и «доброго соседства».

Та ненависть, которой руководствуется, живет и действует «физический» и поднебесный духовный мир, может воплощаться только в непрерывную масштабную агрессию, целью которой становится буквально все, что имеет хоть какое-то отношение к Самому Спасителю и к Его Возлюбленной Церкви.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Кто стоит за человечество в самой страшной войне во вселенной?

Предыдущая статья: Понятие «мiр» в священных писаниях Нового Завета

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #богословские особенности Евангелия от Иоанна #единство и общность Евангелия от Иоанна и Апокалипсиса #отделение христиан и Церкви от мира сего #духовная брань мира сего против Церкви Христовой