Найти в Дзене

Измерение храма и жертвенника — и сорок два месяца язычников (Откр.11:1-2)

. . . Большинство богословов воспринимают упоминаемый в главе 11 «храм Божий» как пророческое свидетельство о нерукотворной Небесной скинии, — а в более отвлеченном смысле видят в этом образе всю Церковь Христову, «измеряемую» в процессе Новозаветного Божественного Домостроительства (1 Тим.3:14-15, Еф.2:19-22). (Свт. Андрей Кесарийский по Откр.11:1-2: «А мы думаем, что храм Бога Живого есть Церковь, в которой приносятся нами словесные жертвы») Однако существуют и иные версии разумения как самого «храма Божьего», так и повеления измерить этот храм «пророческой тростью-жезлом». Так, например, некоторые толкователи предполагают, что в Откр.11:1-2 речь идет об измерении рукотворного храма в буквальном городе Иерусалиме. Причем формально такое предположение допустимо, так как самые весомые аргументы в пользу утверждения, что книга Откровение была написана после разрушения рукотворного храма, опираются не на буквальные исторические свидетельства о времени ее появления, а на те инос
Оглавление

.

.

И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца (Откр.11:1-2)

.

Большинство богословов воспринимают упоминаемый в главе 11 «храм Божий» как пророческое свидетельство о нерукотворной Небесной скинии, — а в более отвлеченном смысле видят в этом образе всю Церковь Христову, «измеряемую» в процессе Новозаветного Божественного Домостроительства (1 Тим.3:14-15, Еф.2:19-22).

(Свт. Андрей Кесарийский по Откр.11:1-2: «А мы думаем, что храм Бога Живого есть Церковь, в которой приносятся нами словесные жертвы»)

Однако существуют и иные версии разумения как самого «храма Божьего», так и повеления измерить этот храм «пророческой тростью-жезлом».

Так, например, некоторые толкователи предполагают, что в Откр.11:1-2 речь идет об измерении рукотворного храма в буквальном городе Иерусалиме. Причем формально такое предположение допустимо, так как самые весомые аргументы в пользу утверждения, что книга Откровение была написана после разрушения рукотворного храма, опираются не на буквальные исторические свидетельства о времени ее появления, а на те иносказательные смыслы, которые явлены в самой книге (см. ссылки 1, 2, 3).

Другими словами, именно особенности «храмового» символизма книги Откровение, а также отсутствие в действиях по измерению утратившего сакральный смысл рукотворного храма новозаветных целей и смыслов, позволяют утверждать, что подобные предположения являются ошибочными.

Кроме того, по мнению некоторых приверженцев хилиазма (т.е. теории «земного тысячелетнего царства»), речь в Откр.11:1-2 идет не о разрушенном римскими легионами «втором храме», — а о будущем «третьем храме», после возведения которого якобы сбудутся те пророчества, которые по мнению хилиастов «не сбылись» в Распятии и Воскресении Спасителя, и не воплотились в нерукотворном Небесном храме, которому так или иначе посвящены все свидетельства книги Откровение. Однако поскольку любая из многочисленных вариаций хилиазма противоречит самому духу Новозаветного Откровения, — лучше оставить подобные предположения на совести их авторов и уделить больше времени рассуждениям, которые строятся от разумения сути Благовестия Иисуса Христа и Его Совершенного Завета.

При этом в серии публикаций, посвященных Небесному храму книги Откровение, достаточно подробно обсуждалось и «духовное архитектурное устройство» нерукотворной скинии; и то великое множество причин, почему только Небесная скиния может именоваться истинным храмом Божьим Нового Завета (Зах.6:12-13, Евр.9:24, Евр.9:11-12 и т.д.); и иносказательные смыслы особых символических действий по «измерению» связанных с нерукотворным храмом законов и уставов.

А поскольку повеление измерить «храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем» звучит сразу же после «удостоверения» новозаветной миссии тайнозрителя «пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр.10:11), — очевидно, что между этими событиями существует прямая причинно-следственная связь.

Что касается предмета, которым тайнозритель должен совершить особое «храмовое» измерение, — одним из предназначенных для подобных целей инструментов, применявшимся строителями на Ближнем Востоке, была специальная трость, которая представляла собой тонкую тростниковую палочку, соответствующую принятому в те времена «строительному стандарту».

И тайнозрителю Откровения также вверяется измерительная трость, — но не обычная строительная, а особенная, то есть «пророческая» (предназначенная для «измерения смыслов»). Причем именно по причине «не-буквальности» предстоящего измерения длина трости в книге Откровение не озвучивается, — а уподобление этой пророческой трости «жезлу» свидетельствует о том, что речь идет не о легкой и практичной палочке из тростника стандартной для тех времен длины в шесть человеческих локтей (т.е. порядка 3-х метров).

(В прямо связанном с новозаветными измерениями храма ветхозаветном видении, описанном в книге пророка Иезекииля, Ангел использует трость, размер которой возвещался во всеуслышание, — однако и в видениях Иезекииля «ангельская» трость не вполне соответствовала «человеческой». Точнее, измерительная трость из Иез.40 - Иез.43 имела стандартную для тех времен длину в шесть локтей, — но «локоть» в этой «храмовой» трости считался как «локоть с ладонью», Иез.40:5, Иез.43:13. Причем несмотря на то, что увеличенный на ладонь так называемый «царский локоть» упоминается в разных исторических источниках как стандарт, применявшийся при измерении особо важных и священных строений на всем Ближнем Востоке, — в библейском «локте с ладонью» можно увидеть и иносказательный смысл, т.к. мерой в «царский локоть» в книге Иезекииля измеряется исключительно ограда храма и жертвенник для всесожжений, Иез.40:5, Иез.43:13, сравн. с Откр.11:1.

При этом и сам жертвенник из видений Иезекииля имеет «нестандартный» для рукотворной скинии размер 12 на 12 локтей, Иез.43:16, но в точности соответствует расстановке боевого стана народа Божьего, где каждая из четырех сторон состоит из 12 воинов. Соответственно, и увеличение обычного «измерительного» локтя до «локтя с ладонью» в отвлеченном смысле может представлять жертвенник для всесожжений в виде оборонительного боевого строя с сомкнутыми щитами, т.к. стандартный щит воина был шире «локтя» именно на ладонь.

Кроме того, увеличение «локтя» до «локтя с ладонью» имеет смысл и в том случае, если правая рука каждого воина, стоящего в защитном строю, обращена вовне не мечом, а открытой ладонью благословения.

И хотя точный пророческий смысл измерения ограды храма и храмового жертвенника особой «царской» мерой далеко не очевиден, — нет сомнений, что подобное свидетельство указывает не только на божественное предназначение измеряемых таким образом строений, но и на то обстоятельство, что в этих строениях присутствуют «боевые» смыслы, расстановки и размеры.

Так, например, в свидетельстве о ста сорока четырех тысячах «запечатленных» из Откр.7:4-10 и Откр.14:1-3 читается «схема расстановки стана», соответствующая четырехстороннему боевому построению воинов 12 на 12 с умножением общего числа на 1000, см. соответствующую публикацию.

И «благословенный город» из Откр.21 также имеет духовную архитектуру боевого стана:

Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела (Откр.21:14-17)

Поэтому есть основания утверждать, что храмовые образы из книги пророка Иезекииля представляют измеряемую Ангелом скинию неприступной Божественной крепостью времен вселенской духовной брани)

.

Так или иначе, в сравнении с «храмовыми» видениями пророка Иезекииля и другими подобными эпизодами из книг Ветхого Завета, где размеры всех измеряемых святынь возвещаются прямо и буквально, повеление «измерить храм и жертвенник» из главы 11 книги Откровение возможно понимать только иносказательно.

(Другими словами, поскольку ни буквальный размер «мерительного инструмента», ни «линейные размеры» храма и жертвенника в книге Откровение не озвучиваются, — единственным существенным результатом предложенных тайнозрителю измерительных действий является сам факт проведения подобного измерения. Причем применение для этой цели не обычной трости, а трости-жезла, свидетельствует о том, что для народа Божьего, который в этих же стихах прямо противопоставляется мировому язычеству, наступило время новозаветного духовного созидания, — и что именно в созидании Церкви Христовой, а вовсе не в некоем бывшем или будущем рукотворном храме, исполняются все без исключения библейские «храмовые» пророчества, сравн.: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое», Пс.109:1-3, и т.д.)

Но самый знаменательный смысл первых стихов главы 11 заключается в том, что тайнозрителю велено измерить не только «храм Божий и жертвенник», но и «поклоняющихся в нем», что представляет христиан не неким отделенным от храма понятием, подлежащим не «измерению», а «исчислению», — но единым целым и с храмом, и с жертвенником, то есть неотъемлемой частью духовного строения, величие которого оценивается именно путем «строительного измерения».

Кроме того, поскольку вверенная тайнозрителю трость уподобляется «жезлу» или «посоху» (греч. ράβδος), соответствующему особому железному жезлу, которым согласно другим библейским свидетельствам Царю Сиона и Сыну Божьему надлежит «пасти» язычников и беззаконников (Пс.44:7, Пс.88:33, Пс.109:2, 1 Кор.4:21 и т.д.), вполне очевидно, что измерительная трость из главы 11 книги Откровения не похожа на легкую и практичную палочку из тростника, которую использовали «земные» строители, сравн.:

"Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника" (Пс.2:6-9)

.

И в других свидетельствах книги Откровение жезл-«ра́вдос» упоминается именно в контексте пророческих смыслов второго Псалма и именно как «жезл железный», т.е. как особый пророческий жезл, который принадлежит Господу и вверяется Его Церкви, сравн.:

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр.12:5)

Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего (Откр.2:26-27)

.

Более того, в пророческих панорамах, посвященных последним дням ветхого мира, этот особый железный жезл воссоединяется с образом и понятием «словесного меча», который исходит из уст Самого Господа и которым в итоге будут сокрушены все беззакония всех народов:

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя (Откр.19:15)

.

А это означает, что «трость, подобная жезлу», которая вверяется тайнозрителю для измерения «храма Божиего и жертвенника, и поклоняющихся в нем», сохраняя смысловую связь с первым смыслом слова «трость» (инструмент писца, греч. κάλαμος, сравн. – 3 Ин.1:13, Пс.44:2), указывает на явленный миру Совершенный Закон Нового Завета, имеющий крепость жезла и подчиняющий себе язычников, которым в отличие от строительной трости действительно можно «измерить» не только храм и храмовый жертвенник, но и его «живые камни», то есть «поклоняющихся в нем».

(В этом смысле можно отметить, что именно «тростью писца» ап. Иоанн доносит до нас соответствующие понятию «жезл» обличительные свидетельства, возвещенные ему на острове Патмос)

Заслуживает внимания и то символичное для новозаветной реальности обстоятельство, что в ветхозаветные времена «храм Иезекииля» измерял муж, «которого вид как бы вид блестящей меди» (сравн. – «…лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные», Откр.10:1), — а сам пророк только наблюдал за этим процессом и записывал в книгу результаты произведенных измерений.

Но в книге Откровение уже сама Церковь в лице ап. Иоанна совершает измерение небесного града-храма, что в проекции на реалии новозаветных времен подчеркивает высочайший духовный статус апостолов Христовых, которым были вверены не только земные, но и самые возвышенные «ангельские» измерения.

(При этом свт. Андрей Кесарийский отмечает, что «храм Божий» и «град Божий» предстают в этих свидетельствах одним и единым целым)

И в книге пророка Захарии, связанной с книгой Откровение множеством общих образов и свидетельств, грядущие времена представляются временами созидания храма и дома Божьего. И хотя «строительным инструментом» в видении Захарии выступает не «трость», а «строительный отвес», — нет сомнений, что этот образ предвозвещает особое духовное созидание, когда в основание нерукотворного Дома Божьего будет положен краеугольный камень Небесного храма и Небесного Иерусалима, сравн.:

Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день (Зах.3:9)

Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла (Мк.12:10)

И было ко мне слово Господне: руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам. Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? (Зах.4:8-10)

.

При этом упомянутый в книге Захарии первосвященник Зоровавель, в руках которого находится особый строительный отвес, выступает предначертательным образом Самого Спасителя, от Которого в ходе Божественного Домостроительства «слагается стройно» и непрерывно возрастает «в святый храм в Господе» вся Новозаветная Церковь (Еф.2:19-22).

(Другими словами, поскольку Сам Господь «положил основание дому сему», — Сам Господь и приведет весь «нерукотворный дом» к совершенной Божественной полноте, сравн. – Зах.4:9, «…и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь», Мф.28:20)

Таким образом, видения и свидетельства главы 11 книги Откровение продолжают и завершают многочисленные библейские пророчества о грядущем созидании великого мессианского храма, духовная власть которого распространится на весь мир и на все без исключения языческие народы, и при этом уподобится «железному жезлу» и «обоюдоострому мечу» слова-откровения Божьего, вверенному Церкви Христовой в качестве «пророческого инструмента» вселенской новозаветной проповеди, сравн.:

Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру. И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним (Иез.43:10-11)

.

Что касается «внешнего двора», который, как сказано, «отдан язычникам», — таким «двором» является ныне весь ветхий мир, где процветает нечестие и беззаконие, недостойное измерения чистой и совершенной «небесной мерой».

Тем не менее, назвать этот двор «внешним» возможно только по отношению к самому святилищу и внутреннему двору, где в духовном смысле располагается новозаветный жертвенник всесожжения, т.е. земная Церковь Христова, — но в самом глобальном смысле все «дворы» небесного святилища входят в единую архитектурную композицию «храмового комплекса мироздания».

Так что язычники могут пребывать на внешнем дворе только при условии, что они покоряются «новозаветному духовному жезлу».

(Другими словами, несмотря на то, что неверующие и беззаконники воинствуют против земной Церкви и даже «попирают» ее там, где входят с ней в соприкосновение, — они остаются до времени под властью Божественного «железного жезла».

Однако в последние дни ветхого мира «живущие на земле» не ограничатся «своим» внешним двором, восстанут на «железный жезл», пресекающий и поражающий их беззакония, перейдут попущенные им духовные границы, — и, таким образом, сами навлекут на себя истребление и погибель)

Так или иначе, то время, на протяжении которого язычники и беззаконники будут «попирать святый город», уже определено, исчислено и ограничено (сравн. – «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников», Лк.21:24), причем отведенный им срок в «сорок два месяца» (Откр.11:2) «математически» соответствует трем с половиной календарным годам, но по сути представляет собой первую половину единой новозаветной седмины, которая в «астрономическом» смысле измеряется не в годах, а в столетиях и тысячелетиях.

И не случайно те же «сорок два месяца» упоминаются в главе 13 как образ времен, когда в мире действует зверь, «выходящий из моря» (Откр.13:1-5), — ведь и попирающие святый град язычники, и выходящий из моря зверь обозначают одно и то же духовное явление, а именно царство мирского беззакония, воинствующее против Царства истины Божией.

Отдельного замечания заслуживает и то существенное обстоятельство, что один и тот же срок, в буквальном смысле соответствующий трем с половиной годам, применительно к врагам Церкви представлен числом «42» (месяца, Откр.11:2, Откр.13:5), — а в отношении Церкви исчисляется в днях (как «тысяча двести шестьдесят дней», Откр.11:3, Откр.12:6). Так что в образе «сорока двух месяцев нечестия» приоткрываются в том числе и новозаветные смыслы знаменательных библейских событий, в которых две медведицы умертвили сорок два ребенка, кричавших «плешивый» пророку Елисею (4 Цар.2:24, сравн. с «поведением» язычников в отношении Церкви), а Ииуй умертвил сорок двух братьев нечестивого Охозии из дома Ахава и Иезавели (4 Цар.10:12-14, сравн. – «…ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное», Откр.2:20).

При этом новозаветный образ «тысячи двухсот шестидесяти дней» является прямым продолжением «тысячи двухсот девяноста дней» из книги пророка Даниила (Дан.12:11), дополняющим «дни Даниила» до полных семи лет (т.е. до «великой пророческой седмины» истории мира и человечества, которая завершится и исполнится ко Второму Пришествию Господа и Спасителя).

(Здесь можно отметить, что перечислить все версии и толкования тех прикровенных сроков, которые связывают книгу Даниила и книгу Откровение, не представляется возможным. Однако с учетом полноты и завершенности, свойственной новозаветным свидетельствам книги Откровение, есть все основания утверждать, что если какой-то срок, возвещенный в ветхозаветные времена, тайнозрителем не упоминается, — значит, этот срок не требует упоминания, так как он уже исполнился или в буквальных событиях времен Ветхого Завета, или в евангельских событиях, предшествовавших появлению книги Откровение.

Так или иначе, все без исключения временны́е образы книги Откровение будут обсуждаться и далее, но не в контексте отдельных стихов и сюжетов, — а после рассмотрения всех связанных с этими образами эпизодов)

.

...............................................................................................................................................

«Карты времён» Св. Писания и книги Откровение | Новозаветные смыслы Апокалипсиса | Дзен

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Два пророка Апокалипсиса: кто они? (Откр.11:3-12)

Предыдущая статья: Весть о тройном горе и миссия двух свидетелей-пророков (Откр.8-Откр.11)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #и дана мне трость подобная жезлу и сказано: измерь храм и жертвенник и поклоняющихся в нем, Откр.11:1 #а внешний двор храма исключи и не измеряй ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца, Откр.11:2