.
.
С учетом обозначенных в предыдущих публикациях библейских устойчивых образов, разговор об иносказательных смыслах «великих землетрясений» представляется достаточно простым. Поскольку возвещенные в Ветхом Завете и в книге Откровение «вселенские землетрясения» потрясают, «перемещают», «ровняют» и «упраздняют» горы (по образу «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся…», Лк.3:5; Ис.54:10), а в образах «гор» и «высот» прорисованы духовные власти и силы мироздания, — это означает, что библейские «землетрясения» свидетельствуют о прямом Божественном вмешательстве в сложившуюся (имеющуюся) на момент землетрясения «вселенскую духовную иерархию», сравн.:
Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог] (Пс.17:8)
.
При этом необходимо отметить, что духовные потрясения вселенского уровня и масштаба производятся Творцом и Вседержителем не с целью наказания «живущих на земле», — но исключительно для их пробуждения, прозрения и спасения (так как если ничего не предпринимать, никто из них не сможет населить будущую вселенную, то есть землю и небо, которые «не поколеблются», Ис.33:20, Евр.12:27; и на которых «обитает правда», 2 Пет.3:13).
А поскольку в самом общем смысле Божественное Домостроительство Ветхого и Нового Заветов не сводится к одному-единственному действию, — глобальные потрясения мироздания будут продолжаться до тех пор, пока вселенная не усовершится и не встанет на непоколебимую духовную основу, сравн.:
Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего… Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое (Евр.12:26-27)
.
И, тем не менее, подлинно вселенских землетрясений, которые потрясают мироздание до самых оснований, в истории мира и человечества было и будет всего два.
Первое «всеобщее» землетрясение преобразило все прежнее мироустройство и возвестило утверждение на Сионе «краеугольного духовного камня» Нового Завета (Ис.24:15-22 и т.д.), — то есть изменило не только соотношение духовных сил, но и само устроение мироздания.
Более того, это «великое землетрясение» отразилось и мире «физическом», — так что «сильные» этого мира стали слабыми, а слабые обрели великую и совершенную духовную силу, сравн.:
Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1 Кор.1:26-28)
.
Так, например, книга Деяний свидетельствует о событиях, которые имеют не только локальный и буквальный, но и всеобщий образно-иносказательный смысл, связывая «первое великое землетрясение» с чудом освобождения узников из темницы (где буквальными узниками выступали ап. Павел со своими спутниками):
Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь (Деян.16:26-28)
.
Другими словами, христианское разумение евангельских чудес и знамений позволяет рассмотреть в вышеупомянутом эпизоде иносказательное свидетельство о всеобщем духовном землетрясении, которое «поколебало основания» и «открыло двери» той мировой темницы, в узах которой до Воскресения Христова пребывал весь без исключения человеческий род, сравн.:
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф.27:51-53)
.
Это глобальное потрясение вселенной низложило все нечестивые власти и силы, так что бывшие «темничные узники» обрели свободу (сравн. – «…Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил», Пс.106:16, «…мы не должники плоти, чтобы жить по плоти», Рим.8:12, и т.д.), — однако немедленно выходить «из темниц Вавилона» христианин и не может, и не должен. Ведь пока уверовавший в Спасителя человек пребывает во плоти, на него возлагается особая земная миссия, — и эта миссия не позволяет ему (как и ап. Павлу, и Силе) просто «убежать от мира» через двери, открытые для него великим новозаветным землетрясением.
А это означает, что христиане, обретая личную духовную свободу, остаются на время в мире, — но уже не как узники, а по собственной доброй воле. И при этом стараются все отпущенное им время посвятить тому, чтобы и «темничные стражи», и «городские служители», и «воеводы» услышали свидетельство об Иисусе Христе, — и испросили у Господа исцеления и спасения и для себя, и для своих близких (сравн. – «И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его», Деян.16:32).
Более того, прямые свидетельства о том, что даже после обретения личной свободы христианская земная миссия предполагает пребывание «в мирном плену в Вавилоне», встречаются и в других новозаветных текстах (Мф.5:13-16, Деян.1:8), сравн.:
Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Фил.1:21-24)
.
Таким образом, первое из великих библейских землетрясений представляет собой знамение новозаветных времен, свидетельствующее об утверждении во вселенной Совершенного Завета и о тех духовных переменах, которые потрясли весь мир и все человечество при Распятии и Воскресении Спасителя.
Однако это землетрясение не является «окончательным», так как всему мирозданию надлежит пройти через еще одно великое землетрясение, самое последнее, и при этом величайшее из возможных, — и только после этого глобального и последнего землетрясения небо и земля уже не поколеблются (Евр.12:27), а во вселенной не останется ни «моря», ни «островов», ни отдельных независимых «гор» (то есть властей и сил, действующих вопреки Воле Творца и способных воплощать в реальность собственную злую волю), сравн.:
А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу (1 Кор.15:24)
.
Именно о таком «всеобщем» и «окончательном» землетрясении, возвещенном не только пророками и апостолами, но и самим глобальными смыслами всего Нового Завета, книга Откровение Иоанна Богослова свидетельствует особенными словами и особенным образом:
И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!... И всякий остров убежал, и гор не стало (Откр.16:18-20)
.
И к таким же свидетельствам относится уже упоминавшийся ранее эпизод из книги пророка Исаии, где сказано, что в результате величайшего потрясения вселенной при звуке «великой трубы» все рассеянные по земле люди Божьи будут собраны «один к другому» и взойдут на гору Сион в непоколебимый град Иерусалим (что в буквальном смысле означает «город мира»):
Но будет в тот день: Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме (Ис.27:12-13)
.
Более того, именно последнее «величайшее» землетрясение представляется у пророков тем вселенским событием, которое полагает конец всем беззакониям всех земных царств, — так что при этом землетрясении окончательно падет и «глобальный великий город, царствующий над всеми земными царями» (сравн. – «и сделалось великое землетрясение…и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его», Откр.16:18-19; Откр.17:18). Причем весьма знаменательно, что в точности те же свидетельства возвещаются и в ветхозаветных пророчествах, адресованных Вавилону «буквальному» (т.е. в этих пророчествах изначально присутствовали смыслы, посвященные последним дням ветхого мира), сравн. :
Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим (Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов, Ис.13:9-10)
(Сравн. – «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются», Мф.24:29)
.
Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его… И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра (Ис.13:11-19)
.
А с учетом того, что в образе «величайших землетрясений» в книге Откровение (точнее, и в ней тоже, ведь библейские устойчивые образы формируют свидетельства, единые для всех книг Св. Писания) прорисованы вселенские духовные потрясения, через которые в процессе Божественного Домостроительства проходит весь мир и все человечество, — вполне очевидно, что именно при последнем великом землетрясении все мироздание соделается Вечным Царством Бога и Христа (Откр.21:1-7, Откр.22:1-5), чтобы пребывать в вечности не только совершенным, но и непоколебимым.
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Как различить буквальные и образные смыслы библейских времен и сроков?
Предыдущая статья: Иносказательные смыслы библейского образа «гор» и «высот»
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #два землетрясения в книге Откровение в чем разница #последнее великое землетрясение, Откр.16:18