Ветхозаветный медный жертвенник (жертвенник всесожжения)

161 прочитал

Одним из самых «заметных» священных предметов рукотворной скинии, которому в уставах ветхозаветного богослужения отводилась весьма значимая роль (сравн. – Исх.29:37, Исх.40:10, Мф.23:18-20), был медный жертвенник всесожжения (Исх.20:24), стоявший на внутреннем дворе скинии перед входом в святилище (Исх.40:6, Лев.4:7,18, 2 Пар.1:5-6).

В походной скинии Моисея этот жертвенник был изготовлен из дерева ситтим, т.е. из пустынной акации, древесина которой отличается прочностью и красотой, и обложен медью (Исх.27:1-2, Исх.38:1-2), — а в храме Соломона он был полностью медным (2 Пар.4:1). Все принадлежности этого жертвенника (т.е. горшки, лопатки, чаши, вилки, угольницы и т.д.) также изготавливались из меди (Исх.38:3,30).

И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей... и вышиною трех локтей. И сделай роги на четырех углах его, так чтобы роги выходили из него; и обложи его медью. Сделай к нему горшки для высыпания в них пепла, и лопатки, и чаши, и вилки, и угольницы; все принадлежности сделай из меди (Исх.27:1-3)
И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей... и вышиною трех локтей. И сделай роги на четырех углах его, так чтобы роги выходили из него; и обложи его медью. Сделай к нему горшки для высыпания в них пепла, и лопатки, и чаши, и вилки, и угольницы; все принадлежности сделай из меди (Исх.27:1-3)

Кроме того, жертвенник всесожжения имел четыре так называемых «рога», которые представляли собой угловые выступы, возвышающиеся над «емкостью» жертвенника (Исх.27:2, Исх.38:2). Что касается размеров медного жертвенника, — они были весьма значительными: в скинии Моисея жертвенник всесожжения имел пять локтей в ширину, пять в длину и три в высоту (Исх.27:1, Исх.38:1), — а в храме Соломона его размер был двадцать на двадцать локтей при десяти локтях в высоту (2 Пар.4:1).

(Т.е. общая высота медного жертвенника, стоявшего на внутреннем дворе храма Соломона, составляла около 5 метров, — а значительное увеличение размеров «стационарного» храмового жертвенника по сравнению с «переносным» жертвенником походной скинии имело вполне очевидный смысл: число различных жертв, которые приносились в храме Соломона, было столь велико, что жертвенник меньшего размера просто не позволил бы всему народу исполнять предписания закона, касающиеся жертвоприношений)

Согласно уставам ветхозаветного богослужения, на медном жертвеннике внутреннего двора священники Израиля должны были полностью или частично сжигать различные жертвы животных (которые назывались «жертвой всесожжения», «жертвой за грех», «жертвой повинности», «жертвой посвящения» и «жертвой мирной», Лев.7:37 и т.д.), а также так называемое «хлебное приношение» (к которому добавлялась «соль завета», Лев.2:13, сравн. – Мк.9:49, Кол.4:6). При этом само название жертвенника всесожжения было обусловлено ежедневным жертвоприношением, которое сжигалось целиком: два агнца, один из которых возлагался на жертвенник поутру, а другой вечером (Исх.29:38–43, 1 Пар.16:40), а также пшеничная мука, елей и вино (Исх.29:40-42, сравн. – Откр.6:6).

Очевидно, что многочисленные ежедневные жертвоприношения требовали служения при жертвеннике «рук человеческих» (Деян.17:25), причем все предписанные законом действия совершали служащие при скинии священники-левиты. Однако тот огонь, который постоянно горел на жертвенниках всесожжения скинии Моисея и иерусалимского храма, возгорался при их первом освящении чудесным образом, то есть сходил прямо с неба (Лев.9:24, 2 Пар.7:1), — и далее поддерживался круглосуточно, день за днем и год за годом.

Так что при входе в ветхозаветный храм на медном жертвеннике постоянно горел «неугасимый» священный огонь, который нельзя было заменить обычным огнем (сравн. события с «огнем чуждым» в Лев.10:1-2, Чис.3:4):

заповедай Аарону и сынам его: вот закон всесожжения: всесожжение пусть остается на месте сожигания на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем… а огонь на жертвеннике пусть горит, не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро, и раскладывает на нем всесожжение, и сожигает на нем тук мирной жертвы; огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике [и] не угасает (Лев.6:9-13)

Что касается ежедневного жертвоприношения, — жертвы всесожжения должны были оставаться на жертвеннике до утра, и сжигались целиком, буквально до пепла (хотя при других видах жертвоприношений часть жертв принадлежала левитам, питавшимся от жертвенника, Втор.12:27, Лев.6:14-16, Лев.6:25-26, Лев.7:6-10, Лев.7:31-34). Более того, даже кровь от жертв всесожжения не выливалась под жертвенник, как это было принято для других жертвоприношений, — но целиком предавалась огню (Лев.1).

При этом кровь от жертв за грех в обязательном порядке выливалась на землю «в основание» медного жертвенника (Исх.29:12; Лев.4:7,18,25,30,34; Лев.8:15, Лев.9:9), и этой же кровью внутри скинии помазывались четыре рога второго жертвенника скинии, т.е. золотого жертвенника каждения (Исх.30:10, Лев.4:5-7, Лев.4:16-18). Однако сами жертвы за грех, кровь которых очищала медный жертвенник и вносилась для «очистительного помазывания» внутрь святилища, не возлагались на жертвенник, и не отдавались левитам — но выносились за пределы скинии и сжигались вне стана «на чистом месте» (Исх.29:14, Лев.4:11-12, Лев.4:21, Лев.6:30, Лев.8:17, Лев.9:11, сравн. – Евр.13:12).

К знаменательным особенностям жертвенника всесожжения относится и то обстоятельство, что устроить такой жертвенник возможно было или из земли, — или из нетесаных камней. Кроме того, существовал особый запрет на восхождение к жертвеннику всесожжения по ступеням (т.е. подниматься «на десять локтей» туда, где на огонь возлагались жертвы, священники-левиты могли исключительно по наклонному пандусу):

сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя; если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их; и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя (Исх.20:24-26)

(Медный жертвенник походной скинии, который при переходах от стана к стану переносился левитами вместе со всеми принадлежностями скинии, был полый внутри, — и при каждой новой установке внутрь этой полости засыпалась земля. То есть «переносной» жертвенник был устроен согласно Исх.20:24 и т.д.

А «стационарные» жертвенники в местах Богоявления, т.е. при горе Синай, в Вефиле и т.д., сооружались не «из земли», а из «нетесаных камней». Кроме того, из камней были сложены жертвенники Иисуса Навина в месте перехода реки Иордан и на горе Гевал, — и жертвенник пророка Илии на горе Кармил)

При этом в истории народа Израиля были моменты, когда из-за огромного количества жертв жертвенником всесожжения выступала вся центральная часть храмового двора, — то есть «жертвенником, устроенным из земли», становилась буквальная «храмовая» земля, сравн.:

Освятил Соломон и внутреннюю часть двора, которая пред домом Господним: ибо принес там всесожжения и тук мирных жертв, так как жертвенник медный, сделанный Соломоном, не мог вмещать всесожжения и хлебного приношения, и туков (2 Пар.7:7)

Знаменательным является и то обстоятельство, что жертвенников, на которых приносились всесожжения, в истории патриархов и народа Израиля было достаточно много (жертвенник Ноя, жертвенники Авраама, жертвенники Иакова, жертвенники Моисея, жертвенники Иисуса Навина, жертвенник Гедеона, жертвенники Саула, Давида и т.д.). Однако по окончании строительства иерусалимского храма единственным «постоянным» и истинным жертвенником Израиля стал храмовый жертвенник, стоящий на внутреннем дворе перед входом в святилище:

Да не будет этого, чтобы восстать нам против Господа и отступить ныне от Господа, и соорудить жертвенник для всесожжения и для приношения хлебного и для жертв, кроме жертвенника Господа Бога нашего, который пред скиниею Его (Ис.Нав.22:29)

Таким образом, и устройство медного жертвенника, и те уставы, согласно которым осуществлялось служение при этом жертвеннике, представляли собой достаточно сложную систему различных правил и установлений. И хотя на первый взгляд может показаться, что все эти подробности остались в далеком прошлом, и ныне уже не актуальны, — буквально каждая деталь связанных с медным жертвенником ветхозаветных установлений есть иносказательное пророческое свидетельство о временах и событиях новозаветных времен, имеющее самое непосредственное отношение к сюжетам и образам книги Откровение Иоанна Богослова.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Новозаветный жертвенник всесожжения в книге Откровение

Предыдущая статья: Освящение народа у Божественного Престола Небесного храма

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #небесный храм Нового Завета в книге Откровение #медный жертвенник всесожжения #священный неугасимый огонь рукотворной скинии #жертвенник всесожжения из земли и из нетесаных камней