Найти тему

Великое землетрясение и гибель семи тысяч имен человеческих (Откр.11:13)

И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному (Откр.11:13)

Величайшее и окончательное потрясение мироздания, прорисованное в главе 11 в образе «второго вселенского землетрясения» (сравн. – Откр.6:12), происходит немедленнов тот же час») по воскресении «двух свидетелей» и восхождении их на небо, — то есть сразу же после того, как последние мученики дополнили то число, исполнения которого ожидало обещанное первым мученикам всеобщее Божественное возмездие (сравн. – Откр.6:11). И хотя седьмая труба в Откр.11:13 пока не явлена, — все, что происходит в этот момент в видимом мире и завершает всю его достаточно долгую историю, связано с последней трубой самым непосредственным образом.

Конечно, в отношении «великого землетрясения» из Откр.11:13 высказывались и высказываются и иные версии, предполагающие, что это землетрясение не имеет вселенского масштаба, и не означает окончания всех времен и разрушения всего ветхого мира, но прорисовывает некое локальное «промежуточное» событие, в результате которого погибнет семь тысяч человек в десятой части одного конкретного города. Но поскольку согласно таким толкованиям и понятие «город», и цифра в «семь тысяч» воспринимаются буквально, — подобные варианты разумения низводят уникальное свидетельство Откровения до уровня великого множества рядовых событий, происходивших во многих странах и на всех континентах на протяжении всей мировой истории.

(К великому сожалению, жертвы различных природных катаклизмов, которые знает и помнит человечество, исчисляются не тысячами, но миллионами и десятками миллионов, — так что разрушение десятой части одного конкретного города и цифру в «семь тысяч» погибших нельзя назвать «великим потрясением» даже применительно к одному трагическому эпизоду из истории любой небольшой страны)

При этом можно заметить, что согласно свидетельствам главы 11 в результате «великого землетрясения» и «падения десятой части города» гибнут не люди, а «человеческие имена», что с учетом символизма числа 7000 (образ полноты в числе 7, умноженный на тысячу) свидетельствует об истинном масштабе происходящего, — а именно о гибели «семи тысяч земных колен», то есть о поражении всех родов человеческих, несущих на себе вину крови (а вместе с ними и о поражении багряного зверя, преисполненного загадочными «богохульными именами», Откр.17:3, сравн. – Откр.6:11).

Кроме того, только такое понимание в полной мере согласуется с вестью «горе, горе, горе» из Откр.8:13, которая была адресована всем без исключения «живущим на земле» (а не какой-то малой их части), — и в соответствии с которой в «великом землетрясении» должно совершиться и завершиться не ограниченное и локальное, но подлинно вселенское «второе горе» (Откр.11:14).

Но, пожалуй, самый значимый аспект происходящих событий прорисован в свидетельстве о том, что все, кто не погиб при «великом землетрясении» (а это «не позволявшие положить свидетелей во гробы» из Откр.11:9 и «устрашившиеся» из Откр.11:11), воздают славу Богу небесному, то есть в очередной раз прямо противопоставляются всем нападавшим на Церковь «именам человеческим» (сравн. «...тому надлежит быть убиту», Откр.11:5), носители которых так и не приняли апостольского свидетельства об Иисусе Христе и Его Совершенном Завете, сравн.:

ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян.4:12)

Более того, именно это обстоятельство отделяет великое потрясение мироздания, сопровождающее вознесение «двух пророков», от всех без исключения горестей и бедствий, которые были описаны ранее. Ведь до событий седьмой трубы среди остающихся в живых пребывали и беззаконники, и хулители, и гонители, которые после каждого знаменательного бедствия не только не раскаивались, но и ожесточались, и продолжали умножать всевозможное зло (сравн. – «прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись», Откр.9:20-21; «и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих», Откр.16:11, и т.д.).

Однако в Откр.11:13 тайнозритель свидетельствует о прославлении Бога буквально всеми, кто остается в живых, — а подобное возможно только при условии, что речь идет о последнем дне ветхого мира, когда все человечество окончательно разделится на спасенных и погибших, и для тех, чьи имена были написаны не на земле, а на небесах, откроется Божественная вечность, где все творение воздает «благословение, честь, славу и державу» Богу небесному (Откр.5:13-14).

Соответственно, есть все основания утверждать, что в Откр.11:13 прорисованы не некие «промежуточные» сейсмические явления и гибель нескольких тысяч людей в одном буквальном городе, — но события библейского «последнего дня» (Ин.6:39-40, Ин.12:48), которые включают в себя и «последнее потрясение вселенной» (Евр.12:26-27), и гибель всех без исключения «нечестивых родов», и окончание второго вселенского горя, и последнюю седьмую трубу, вместе с которой совершится Второе Пришествие Спасителя и Суд над живыми и мертвыми (т.е. третье и последнее горе).

Что касается свидетельства о падении «десятой части города», — вероятнее всего, речь в данном случае идет не о том городе, который был обозначен в Откр.11:8 в образе «Содома и Египта» (такой город будет разрушен полностью), но о «городе-храме мироздания», который подлежал измерению в Откр.11:2 и в котором язычникам был отдан только «внешний двор», не измеряемый одной мерой с «храмом Божиим и жертвенником и поклоняющимися в нем».

Причем не измерялся этот «внешний двор» именно по той причине, что наполняют его только «возлюбившие тьму» (т.е. обреченные на уничтожение от начала новозаветных времен, Ин.3:19-21).

(Другими словами, семь тысяч «беззаконных родо́в» никогда не могли и далее не смогут преодолеть неприступные стены святого духовного града, хотя и теснят его все попущенное им время, а в последние дни «ворвутся» и на внутренний двор, и, подобно нечестивому потопу, «зальют своими водами» вселенский жертвенник всесожжения.

Но как только это произойдет, они падут вместе с «десятой частью» храма мироздания.

И эти же смыслы поддерживает библейский символизм числа десять, который в отличие от числа семь как образа «полноты духовной» указывает на иную полноту, которую можно назвать «полнотой человеческой».

К слову, в том же ключе мыслит и свт. Андрей Кесарийский: «Падение десятой части города означает падение нечестия»)

А забегая чуть вперед можно отметить, что в главе 11 начинает приоткрываться предначертательный смысл чуда, совершенного пророком Илией на горе Кармил, когда по его молитве на жертвенник из 12 камней с начертанными на них именами колен Израиля сошел небесный огонь, а все без исключения пророки Ваала («…ни один из них не укрылся») были схвачены и заколоты у потока Киссон (3 Цар.18). Причем с учетом того, что различные библейские свидетельства, связанные с пророком Илией, так или иначе сопровождают все образы главы 11 книги Откровение (об этом уже много сказано) , — самое существенное значение обретает в этих событиях и то пророческое обстоятельство, что жертвенник всесожжения на горе Кармил перед сошествием на него небесного огня был полностью залит водой (3 Цар.18:31-32).

Таким образом, с учетом уже упоминавшихся чуть выше событий с кратковременным «залитием водами язычников» вселенского жертвенника всесожжения и с возвещенной для последних дней «мерзостью запустения» (Мф.24:15), а также с учетом того обстоятельства, что поток Киссон, где были заколоты все без исключения «пророки Ваала», течет по долине Изреель (т.е. по реальной долине, которая находится перед хребтом Кармель и холмом Мегиддо, а в пророчествах Иоиля называется «долиной Иосафата» и «долиной суда», Иоиль 3:10-21), — свидетельства главы 11 собираются в единую и цельную панораму, соответствующую «последнему дню» (Ин.6:39-40, Ин.12:48) и «армагеддону», т.е. соединяют в себе и «последнее великое землетрясение», и гибель всей полноты человеческого нечестия, и окончательную победу Господа и Спасителя.

Более того, все эти смыслы буквально тут же венчает последняя седьмая труба, вместе с которой совершается Второе Пришествие Спасителя и Суд над живыми и мертвыми (т.е. третье горе для тех, кто так и не пришел к покаянию), а вся вселенная преображается до неузнаваемости, чтобы предстать вечной, благословенной и непоколебимой обителью торжества Божественной воли.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Окончание второго горя и седьмая труба Апокалипсиса (Откр.11:14-17)

Предыдущая статья: Два свидетеля Апокалипсиса «встали на ноги свои» и взошли на небо в облаке (Откр.11:11-12)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #в тот же час произошло великое землетрясение и десятая часть города пала, Откр.11:13 #погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих а прочие объяты были страхом и воздали славу Богу, Откр.11:13