.
.
Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе (Откр.11:14)
.
С гибелью «семи тысяч имен человеческих» завершилось второе горе из трех возвещенных «живущим на земле» от трех последних труб (Откр.8:13), причем соответствующее свидетельство главы 11 звучит так, что события «второго горя» возможно ограничить только теми образами, которые открывались самыми последними (а именно «великим землетрясением», гибелью всех беззаконников и падением нечестивой части «града мироздания»).
Однако подобный вывод неизбежно разобьет единую смысловую линию девятой, десятой и одиннадцатой глав книги Откровение на отдельные фрагменты, — а видение «Ангела с раскрытой книжкой» из главы 10 и «измерение храма» из главы 11 будут выглядеть некими «смысловыми отступлениями», никак не связанными ни с тем, что им предшествовало, ни с тем, что за ними последовало.
(И это при том, что в текстах, которые разделяют начало второго горя в Откр.9:13 и его окончание в Откр.11:14, невозможно ни определить, ни обосновать ни те предполагаемые эпизоды, в которых книга Откровение, как думают некоторые, неожиданно перестала говорить о событиях шестой трубы и «втором горе», — ни те моменты, когда повествование к этим смыслам «вернулось»)
Кроме того, можно заметить, что при разделении единой панорамы «второго горя» на несколько независимых эпизодов, события шестой трубы разбиваются на два «разных» горя, первое из которых включает в себя освобождение четырех Ангелов, «связанных при великой реке Евфрат», и смерть «третьей части людей», однако оставшиеся в живых не раскаиваются (Откр.9:20-21), — а «второе» второе горе, также связанное с шестой трубой, заканчивается убиением двух свидетелей и «великим землетрясением», при котором гибнет «семь тысяч имен человеческих», но все остающиеся в живых воздают славу Богу небесному, то есть и веруют, и спасаются (Откр.11:13).
При этом образно-собирательное разумение свидетельств книги Откровение позволяет воспринимать события девятой, десятой и одиннадцатой главы как «единое второе горе», имеющее начало в освобождении четырех Ангелов и «конном войске» из главы 9, а окончание в «великом землетрясении» из главы 11, причем именно «последнее землетрясение» предстает справедливым и закономерным итогом всех процессов и событий, которые ему предшествовали (включая всю главу 10 и начало главы 11).
Другими словами, если свидетельство «второе горе прошло» из главы 11 включают в себя буквально все, что последовало за утверждением «одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя» из главы 9, — это означает, что главы с девятой по одиннадцатую представляют признаки и события новозаветных времен в виде единого и законченного процесса, а различные образы, в которые облекаются свидетельства об этих временах, не разделяют этот процесс на отдельные независимые события, но прорисовывают его с разных сторон и в разных аспектах.
Что касается пророческого символизма, свойственного всем видениям и сюжетам книги Откровение, — каждый из явленных тайнозрителю «визуальных» образов «тройного горя» прямо связан с определенными ветхозаветными пророчествами, к самыми очевидными из которых относятся особые «небесные проклятия» для беззаконников всей земли из книги Иезекииля и книги Захарии, а именно «плач, и стон, и горе» из «свитка Иезекииля», Иез.2:9-10, — и «двустороннее» проклятие для воров и клятвопреступников, заключенное в летящем свитке-серпе из книги Захарии, которое входит «в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно» и совершает над этим домом Божественные суды:
Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне... Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его (Зах.1:1-3)
.
И такие же смыслы прорисованы в дальнейших свидетельствах книги Откровение в образе трех небесных судов, возвещенных тремя Ангелами, которые, подобно Ангелу-орлу из Откр.8:13, открываются тайнозрителю «летящими по средине неба» (Откр.14:6-11).
Кроме того, весьма знаменательно, что «третье горе» и седьмая труба следуют за последними событиями «второго горя» без какой-либо паузы, то есть немедленно, что в точности соответствует всем без исключения библейским свидетельствам, посвященным Последнему дню ветхого мира.
(Понятие «скоро» в словах «вот, идет скоро третье горе», — это не то «скоро», которое в разговорном русском языке употребляется для обозначения временных промежутков, имеющих оттенок неопределенности.
Греческое слово ταχύ означает «очень быстро», «поспешно» и «немедленно», — и прямо свидетельствует о том, что время между окончанием «второго горя» и седьмой трубой никак не исчисляется, и что именно в этот момент завершится вся мировая и библейская история)
А поскольку в Первом послании ап. Павла в Коринф и последняя труба, и воскресение мертвых представлены как происходящие в буквальном смысле «мгновенно» («вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными…», 1 Кор.15:52), — нет сомнений, что сразу же по окончании второго горя совершится последнее событие в истории ветхого мира, а именно Второе Пришествие Господа и Спасителя, сравн.:
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес.4:16-17)
.
...............................................................................................................................................
.
И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился (Откр.11:15-17)
.
Все предыдущие земные и небесные потрясения, связанные с семью небесными трубами, были прорисованы настолько ярко и настолько емко, что общая панорама событий проявлялась буквально на пределе возможностей человеческого воображения.
И, тем не менее, до звука последней трубы ни смыслы, ни масштабы происходящего еще не достигли кульминации и не вышли на уровень невообразимых для человеческого сознания понятий (таких как «разрушение стихий», «обнажение духовных источников», «сгорание небес» и т.д., сравн. – 2 Цар.22:16, Пс.17:16, 2 Пет.3:7-12 и т.д.), соответствующих совершению величайшей Божественной тайны для всех времен и всего творения.
(Так как в этот самый момент все то, что могло называться «древним», прекращает свое существование, сравн. – «… древнее прошло, теперь все новое», 2 Кор.5:17, и в этот же момент в обновленной вселенной открываются «силы будущего века», Евр.6:5, — вполне возможно, что именно высочайшая «смысловая ступень» последнего потрясения мироздания является причиной, по которой седьмая труба отделена от предшествующих ей труб целой чередой различных «промежуточных» видений.
Более того, то обстоятельство, что последней трубы пришлось «ожидать» на протяжении целых трех глав, с девятой по одиннадцатую, выглядит в этом смысле не просто литературным приемом, но и пророческим свидетельством, указывающим на то, что шесть первых труб заключают в себе не несколько «земных» лет, но всю полноту новозаветных времен)
Другими словами, торжественная небесная весть о том, что «царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков», которая звучит при седьмой трубе, — это не просто очередной эпизод в длинной последовательности открывающихся тайнозрителю видений, но совершение того самого одного-единственного события, которого многие века ожидало и сегодня ожидает все уверовавшее человечество, то есть буквально каждый, кто хотя бы раз от чистого сердца воззвал «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» и «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр.22:20).
А поскольку именно это грядущее событие неустанно, то есть «день и ночь», возвещали и возвещают вселенной все небожители (Откр.4:8, Откр.7:15), — свидетельство об окончательном Воцарении Господа звучит в Откр.11:15 не в форме повествования, а как прямая речь, исходящая из уст Торжествующего Небесного Собора Церкви Христовой.
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: «И рассвирепели язычники...» (Откр.11:18)
Предыдущая статья: Великое землетрясение и гибель семи тысяч имен человеческих (Откр.11:13)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #второе горе прошло вот идет скоро третье горе, Откр.11:14 #седьмой Ангел вострубил и царство мира соделалось царством Господа и Христа и будет царствовать во веки веков, Откр.14:15 #двадцать четыре старца пали на лица свои и поклонились Богу, Откр.14:16 #благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился, Откр.14:17