Найти тему
Записки плохого официанта

Отчего нам не хочется пробовать зелёный кетчуп?

Апиций, римский гурман и автор кулинарной книги I века нашей эры, как говорят, придумал афоризм: "Сначала пробуешь глазами". Думаю, он и сам понимал, что это относится и к девушкам тоже. Тем более, что сравнение женщин с едой - это у мужчин, как кажется, общее место.

Помню, работал как-то с барменом, который по временам жаловался, что ему уже надоело всё время есть одну и ту же гречку и пора бы разнообразить меню, а то на монодиете свихнуться можно; как вы, наверное, догадались, он говорил не про еду.

Доводилось читать, что ставились такие опыты: собирали группу экспертов и давали им бокалы с красным вином, чтоб те нюхали и давали оценку. Они нюхали и давали оценку, рассказывая об аромате этого красного вина, о характерных вишнёвых нотках этого красного вина, об оттенках специй этого красного вина, о предполагаемой танинности этого красного вина и так долго дальше.

Но это было не красное вино, а подкрашенное белое; а у белого - ни вишнёвых ноток, ни танинности, ни специй, увы, увы.

Как официант могу компетентно подтвердить то, что все и так знают: если гостям нравится, как еда выглядит - они заранее её одобряют и почти гарантированно похвалят, даже если окажется, что это "не их" блюдо; и наоборот, если еда некрасивая, если подача неудачная, то как бы хороша ни была на вкус - скорее всего, просто скажут, что всё нормально; съедобно.

А хотя один из крёстных отцов психологии Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц, обладавший авторитетом непререкаемым, уверенно заявлял, что между цветом и вкусом нет абсолютно никакой связи.

Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц просто не работал официантом. Или он пил замечательное кофе капучино с корицей погорячее, отсюда и глупости. Цвет несомненно связан со вкусом.

В одной из недавних статей я уже рассказывал про лондонского шефа Жозефа Юссефа. Вернёмся к нему в бар Kitchen Theory: вообразите, одно время он там подавал гостям 4 ложки, в каждой - шарик еды, все - разного цвета:

- красный,

- белый,

- зелёный,

- коричневато-чёрный.

Гостям сообщали, что шеф рекомендует начать с солёной ложки, потом перейти к горькой, затем к кислой, и только в заключение - съесть сладкое.

О том, где что - не говорили.

Сперва, понятно, гости сидели к некоем смятении, в некоем недоумении, в некоей растерянности, но их мозги уже обрабатывали информацию и принимали решение.

Результат: почти 75% людей едят именно в той последовательности, которую имел в виду шеф, а именно: белая ложка - - - > коричневато-чёрная ложка - - - > зелёная ложка - - - > красная ложка.

Потому что:

- белый цвет, как понятно, ассоциируется с солью,

- чёрный - с перцем,

- зелёный - с кислотностью (вы замечали, что почти всегда кислые конфеты и жвачки - того или иного зелёного цвета? Почти всегда зелёный продукт, особенно если раньше такой не пробовали, стереотипно воспринимается как кислый, потому зелёный кетчуп не вызовет доверия),

- а красный - со сладостью (ягоды, спелые плоды и прочее).

Проводились тесты: розовато-красный напиток всегда оценивают как более сладкий, чем ровно тот же, но зелёного цвета. Более того, внимание, девушки на диете, внимание, отказывающиеся от сахара, внимание - этот результат сохраняется даже в том случае, когда в зелёный напиток добавляют на 10% больше сахара. Красный всё равно кажется слаще, потому что глаза прямо кричат об этом мозгу.

Сладость без калорий - а?

Мне-то всё равно, я за ними не слежу, но ведь есть эти... ну, эти.

Кстати, опыты с ложками рәхәтләнеп повторили онлайн - тот же результат.

Так-то, друзья, ц.

Еда
6,93 млн интересуются