Люди, которые заботятся о своем здоровье, проводят масштабные исследования своего организма, с биохимическим анализом крови и нередко с генетической раскладкой. С полученными данными отправляются к диетологу, который разрабатывает для них оптимальный рацион — и таким образом «питаются по науке».
Вы когда-нибудь задумывались, почему один человек жить не может без мяса, а второго хлебом не корми, дай погрызть морковку? Или почему одному комфортно не есть много часов подряд, а потом как следует «заправиться», а второго такой режим питания быстро приведет в палату гастроэнтерологического отделения ближайшей больницы? Или почему один пьет молоко литрами и жить без него не может, а второй покрывается сыпью, лишь только завидев стакан с белой жидкостью? Каждый организм индивидуален, и под каждый в идеале надо разработать собственный план здорового питания. То, что будет полезно одному человеку, навредит другому. Поэтому люди и отправляются с анализами крови к диетологам, и поэтому многие современные эндокринологи тоже проходят нутрициологическое обучение — чтобы корректировать питание своих пациентов.
Cегодня на рынке уже есть стартапы, которые пытаются не только провести анализ крови и разработать для человека индивидуальный рацион, но еще и готовят это все для него. То есть человек приходит, сдает кровь — и через некоторое время начинает получать каждый день по несколько контейнеров с едой, которая приготовлена специально для него, с учетом его биологических персональных данных. Это направление продолжит развиваться, потому что забота о себе становится концептуальной идеей нового времени.
Переход на здоровое питание
Словосочетания «здоровое питание», «здоровый образ жизни», «правильное питание» звучат сегодня едва ли не из каждого утюга. На этой индустрии делают огромные деньги блогеры и консультанты, диетологи (многие — вообще без образования, после трехмесячных курсов) и даже психологи. Но эта тема не развивалась бы так бурно, если бы у современного человека не было к ней запроса.
Все хорошо в меру: человек завтрашнего дня будет строго следить за тем, что он ест. Он будет задумываться и об этичности своей еды, и об экологичности ее упаковки, и, конечно же, о ее составе. Здоровые тренды в рационе — это однозначно позитивная тенденция. Юваль Ной Харари в своей книге «Homo Deus” (на русский язык с латыни это переводится примерно как «Человек божественный») размышляет о том, что все развитие науки и цивилизации сегодня направлено на одну-единственную цель: на бессмертие. На эту тему можно много философствовать, но как минимум определенные шаги в этом направлении делать необходимо. Эти шаги будут сделаны сами собой: мы станем все внимательнее читать этикетку, все придирчивее выбирать упаковку, все дотошнее изучать информацию о технологиях и ингредиентах. Здоровое питание перестанет быть предметом шуток и спекуляций: оно станет естественным элементом образа жизни.
Как приблизить будущее?
Недавно команда Fit o’clock посетила конференцию Retail Tech и выставку, прошедшую на ее полях. В числе прочего там обсуждалось, как менять современный подход к торговле пищевыми продуктами в эпоху цифровой трансформации. Многие из технологий будущего уже есть, они развиваются и применяются прямо сегодня. Но нужно развивать и параллельные процессы — само по себе пищевое производство, конечно, очень важно, но без должного продвижения и маркетинга ничего не получится.
В одной из секций обсуждалась проблема нормальной выкладки инновационной продукции — и это действительно головная боль большинства ЗОЖ-производителей в России. Если сухую полку здоровых продуктов еще как-то худо-бедно организовали во многих крупных торговых сетях, то как быть с теми же растительными котлетами, которые хранятся в отделе заморозки и соседствуют с обычными наггетсами? За последние пять лет подход к ЗОЖ-продуктам сильно поменялся, эта категория хотя бы теперь присутствует в общей терминологии, и я этому очень рада. Но некоторые моменты требуют тонкой настройки. Возьмем ту же полку с заморозкой: было в России растительное мясо одного западного производителя, которое продавалось в одной из крупных торговых сетей. Выложено оно было в обычной заморозке, там, куда его потенциальная целевая аудитория за ним в принципе не пойдет. В итоге наблюдалась ситуация: покупатель, подойдя к витрине, видит несколько разных видов фарша. Дешевый за 150 рублей/400 граммов, средний за 300, дорогой за 700. И рядом с ними лежит растительное мясо более чем за 1000 рублей. Стоя рядом с этим холодильником, обычный покупатель просто никогда не купит этот растительный фарш — он не за ним пришел. В то же время человек, который ищет именно такой продукт, пойдет за ним в ЗОЖ-секцию, но там его не найдет. Он не знает, что растительное мясо появилось в этой сети, потому что оно стоит не там, где его будет искать его потребитель. Так что если закупщик вводит продукт в категорию, сеть должна работать над тем, чтобы правильно сориентировать покупателя и предоставить ему удобную навигацию. Получается, что будущее стучится в наши магазины, а его не пускают.
И еще одна глобальная проблема: у небольших производителей «продуктов будущего» слабо налажена кооперация между собой, а значит, совсем немного возможностей доводить информацию о своих продуктах до потребителей. Не у всех производителей есть такие огромные возможности, как, например, у ЭФКО, которые проводят большие презентации своих инновационных продуктов, рассказывают о них на множестве удобных площадок, постоянно ведут информационные активности. Поэтому нужно объединяться и всем вместе развивать информационное сопровождение своих продуктов. Тогда о них начнут узнавать, и будущее пищевой индустрии будет становиться все ближе.