Найти тему
Романтика окраин

По трамвайным рельсам: от Угрешской до Пролетарки. Часть 2-я

Приветствую вас, друзья!

Простите, что немного выпал из Сети, приболел. Но теперь мне гораздо лучше и сегодня у нас наконец обещанное продолжение рассказа про февральскую прогулку по трамвайной линии от Угрешской до метро «Пролетарская».

В конце первой части мы с вами остановились на углу Шарикоподшипниковской, Новоостаповской и 1-й Дубровской улиц у остановки «Новоостаповская улица». Сегодня продолжаем. Давайте гулять!

1. Пересекаем Новоостаповскую улицу. Взгляд назад, откуда мы шли.

2. Восьмиэтажный тринадцатиподъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта по адресу Шарикоподшипниковская ул., 6/14, построенный в 1939-м году.

-2

3. Вид в сторону Симоновского вала.

-3

4. Трамвай 12-го маршрута у главной проходной ЦНИИТМАШа.

-4

5. И симпатичная мозаика. Сам ЦНИИТМАШ основан в 1929 году как ЦНИИ технологии машиностроения и стоял у истоков отечественного машиностроения. Созданные здесь материалы (стали, сплавы, напыления, охлаждающие жидкости и т.п.) технологические процессы машиностроительного производства широко используются на заводах энергетического, тяжелого, транспортного, нефтехимического машиностроения и в других отраслях.

-5

6. Интересный дом 1956-го года напротив с высокой аркой во двор.

-6

7. Детали декора.

-7

8. Вдоль территории ЦНИИТМАШа всё засажено вот такими ёлочками.

-8

9. Довольно милая улица, кстати.

-9

10. Остановка «ЦНИИТМАШ» и огромный БЦ Dominion Tower («Пересвет-Плаза») на заднем плане. Весьма приятный (редкий случай!) образец современной архитектуры, правда, более уместный для новых районов Москвы. Открыт в 2015 году. Авторы проекта: Заха Хадид, Николай Лютомский.

-10

11. Вид обратно.

-11

12. Жилая застройка конца 50-х.

-12

13.

-13

14. Подходим к Симоновскому валу.

-14

15. Ранее здесь был не просто поворот линии, а трамвайный треугольник. Влево (если смотреть с точки съёмки) линия по Симоновскому валу продолжалась собственно в Симоново. Она была открыта в 1913-м году, одной из последних, построенных до революции. Впрочем, как пишет автор сайта "Путеводитель по трамвайной Москве":

"...от первоначальной трассировки путей практически ничго не сохранилось - частично линия при перепланировке района была перенесена на Новоспасский проезд, а значительный участок от нынешнего поворота на Шарикоподшипниковскую улицу до завода "Динамо" (до революции - "Вестингауз") и дальше до Автозаводского моста был ликвидирован в 1987 году".

А ответвление к Угрешской вместе с треугольником, как я писал в первой части, появилось в 1930-м году.

-15

16. Сама же линия в Симоново была закрыта в 1987-м году. Как-нибудь пройдусь там и попробую поискать её следы.

-16

17. Взгляд назад.

-17

18. И выходим на Симоновский вал. Остановка «Шарикоподшипниковская ул.». До 5 декабря 2020 г. носила название «Железнодорожный переезд — 13-я городская больница» и это неслучайно. Именно здесь в одном уровне она пересекалась с ликвидированной ныне железнодорожной веткой в Симоново, которая пересекала трамвайные пути и улицу, а затем через жилые кварталы уходила к набережной Москва-реки.

-18

19. Здесь был переезд. Ветка шла справа от вот этого дома 1996-го года постройки.

-19

20. Пересечение с улицей Мельникова.

-20

21. Вид обратно.

-21

22.

-22

23. Остановка «Арбатецкая улица».

-23

24. Неожиданно стало проглядывать солнце и разгораться красивый закат.

-24

25. Каким-то образом оказавшийся здесь трамвай «Аннушка» (Новоконная площадь - метро «Чистые пруды»).

-25

26.

-26

27. Закат разгорался всё ярче.

-27

28. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Крутицах (Крутицкое подворье). Построен в 1667–1688 гг.

-28

29. 12-й трамвай на фоне надвратной колокольни с церковью Сергия Радонежского Новоспасского монастыря (сооружена во второй половине XVIII в. над святыми воротами в середине восточной части ограды по проекту архитектора Ивана Жеребцова).

-29

30. Взгляд назад.

-30

31. Солнце таяло в окнах.

-31

32. Собор Спаса Преображения Новоспасского монастыря (1645 - 1649 гг.) и Храм Покрова Пресвятой Богородицы Новоспасского монастыря (на заднем плане), построенный в 1673–1675 гг. на основании здания XVI века.

-32

33. Линия в сторону Павелецкого вокзала по Новоспасскому мосту. Трёхпролётный стальной балочный мост через Москву-реку, соединяющий район Павелецкого вокзала по Кожевнической улице с площадью Крестьянская застава по 3-му Крутицкому переулку). Один из двух (наряду с Бородинским) старейших мостов на реке Москве. В основе существующего моста - опоры арочного Новоспасского моста, построенного в 1911 г. Надстроен в 1937 г. В 2000 г. несущие арки и верхнее строение были заменены на стальную балочную конструкцию. По этой линии как-нибудь тоже прогуляемся.

-33

34. Ответвление к Угрешской, откуда мы пришли.

-34

35. Всегда поражало, что эта широкая улица носит скромное название 3-го Крутицкого переулка. Крутицкие улица, переулки и набережная возникли в XVIII—XIX веках, получив свои названия от Крутицкого подворья архиереев Сарайских и Подонских. Но в отличие от других Крутицких переулков, 3-й за годы существования превратился в полноценную магистраль, при этом сохранив своё историческое название.

-35

36. Ещё один закатный вид на Новоспасский мост.

-36

37. И на Новоспасский монастырь.

-37

38. Симпатичный жилой дом 1924-го года по адресу 2-й Динамовский пер., 3.

-38

39. Кирпичный жилой дом со стилобатом 1985-го года напротив.

-39

40. Наконец-то разнообразие подвижного состава. «Морковка» 71-623 (КТМ-23) 38-го маршрута (3-я Владимирская (шоссе Энтузиастов) - Черёмушки).

-40

41. И рядом с не совсем уже «Морковкой» в ливрее московского транспорта у остановки «Станция метро „Пролетарская”».

-41

42. Вид в сторону Новоспасского моста.

-42

43. И в сторону Абельмановской улицы.

-43

44. Поскольку стало ощутимо темнеть, дальнейший поход в ту сторону я решил отложить до лучших времён.

-44

45. Но перед тем как спуститься в метро, сделал ещё несколько кадров в районе площади Крестьянская застава.

-45

46. Здесь расположено два служебных трамвайных кольца.

-46

47. В этот раз я снял западное служебное кольцо «Станция метро „Пролетарская“».

-47

48. Трамвайное кольцо «Спасская застава» было введено в эксплуатацию в 1909 году вместе с новой трамвайной линией по Воронцовской ул. и первоначально обслуживало трамвайный маршрут: № 16 — Брестский вокзал — Спасская застава. С незначительными изменениями этот маршрут курсировал до данного конечного пункта до 1926 года.

С 1913 года к кольцу были подведены новые линии со стороны Симоновского Вала и Покровской (ныне — Абельмановской) заставы. Кольцо стало обслуживать трамвайные маршруты: № 28 — Симоновская слобода — Спасская застава и № 30 — Кожевники — Спасская застава. Маршрут № 30 был отменён уже в следующем 1914 году, а маршрут № 28 курсировал до данного конечного пункта до 1926 года. С 1915 по 1919 годы кольцо обслуживало также маршрут № 15 — Царицынская пл. — Спасская застава.

В 1919 году кольцо вместе с одноимённой площадью было переименовано в «Крестьянскую заставу». С 1926 года после перенаправления двух заканчивавшихся здесь маршрутов через данное кольцо проходили только транзитные маршруты, причём у кольцевых маршрутов № 21 и В данная площадь значилась конечной.

В последующие несколько десятилетий данное кольцо не использовалось в регулярном маршрутном движении. Лишь с 1941 по 1945 годы здесь заканчивался трамвайный маршрут Р — Станция Бойня — Крестьянская застава. Тем не менее, площадь оставалась важнейшим транспортным узлом того времени, а транзитом через кольцо проходили десятки трамвайных маршрутов. Лишь в 1987 году через кольцо снова был запущен трамвайный маршрут: № 43к — Угрешская — Крестьянская застава.

-48

49. Трамвай поехал к Абельмановской улице (до 1922 года — Покровский Камер-Коллежский Вал, с 1922 по 1955 год — Покровский Вал или Новоселенский проезд).

-49

50. Изначальная конфигурация кольца позволяла совершать обороты в сторону центра с Воронцовской улицы и в сторону Абельмановской Заставы со стороны Абельмановской улицы. В 1977 году после переноса трамвайной линии с Динамовской улицы в 3-й Крутицкий переулок, было построено нынешнее кольцо. В начале 1990-ых в связи со строительством станции метро «Крестьянская застава», а затем и перехода на станцию метро «Пролетарская» оно было временно перенесено на противоположную сторону Воронцовской ул., к Универмагу № 100. В 1998 году до нового кольца был сокращён трамвайный маршрут № 38, который с этого времени стал курсировать по маршруту — Черёмушки – станция метро «Пролетарская».

В конце сентября 2000 года в связи с окончанием всех строительных работ кольцо было восстановлено на старом месте. Временное трамвайное кольцо у Универмага № 100 было развёрнуто в противоположную сторону для оборота трамваев со стороны Абельмановской заставы.

Трамвайный маршрут № 43к был закрыт в 2006 году, но восстанавливался в 2008-2009 годах. Маршрут № 38 оборачивался на данном кольце до 6 октября 2018 года, когда был изменён в связи с ремонтом трамвайных путей. После этого в течение пары месяцев кольцо использовалось для временного оборота трамваев маршрута № 35.

9 декабря 2018 года в связи с окончанием ремонта трамвайных путей была восстановлена постоянная схема движения трамваев: маршрут № 35 вернулся на свою постоянную трассу, а маршрут № 38 был продлён до 3-й Владимирской ул., в связи с чем данное кольцо было выведено из постоянной эксплуатации.

-50

51. Очередная «Морковка» у метро.

-51

52. И в завершение рассказа ещё один закатный вид в сторону Новоспасского моста.

-52

И на этом на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно и познавательно. Ну, а новые материалы про трамваи и не только - уже скоро. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!

#москва #транспорт #трамвай #архитектура #монастыри #дубровка #история #южнопортовый #таганский #ювао