Найти тему
Всё обо всём!

Семья в кризисе - нарушены отношения

Семья в кризисе - нарушены отношения

Семья, переживающая разного рода кризисы (такие как наркомания, насилие, хронические заболевания, длительная безработица), демонстрирует плохую способность опираться на внутренние ресурсы и внешнюю поддержку. В нем наблюдается дисгармония, нарушаются границы функционирования в различных областях. С самой первой встречи с семьей у нас есть возможность положительно влиять на нее в самых разных аспектах.

В кризисной семье нарушается равновесие, границы становятся слишком жесткими, непроницаемыми или, наоборот, слишком проницаемыми; они, как правило, слишком слабы. Семейные границы позволяют определить личную автономию каждого члена семьи. В такой системе, как семья, границы определяют ее целостность. Они указывают, кто к ней принадлежит, а кто нет. Они влияют на прием и передачу информации между системой и средой, в которой она находится в данный момент времени. Для психолога, работающего в ОПС, работа с семьей в условиях кризиса начинается с первой встречи...

СОВЕТЫ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Первая встреча с семьей имеет решающее значение. Ход дальнейшего сотрудничества с ним и качество процесса его сопровождения во многом зависит от того, в какой атмосфере оно будет проходить, и какая информация будет получена. Поэтому следует подготовиться к встрече.

В первую очередь нужно определить цель первой встречи с семьей. Его можно установить на основе имеющейся информации о положении данной семьи и о проблеме, обозначенной как та, в решении которой необходимо помочь. Цель встречи должна быть определена конкретно и конкретно, т.е. связана с функционированием и положением данной семьи.

Оптимальными целями для первой встречи будут:

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ

установление контакта,
создание альянса сотрудничества,
знакомство с ситуацией в семье «изнутри»,
выявление областей, требующих вмешательства, и их характера (объем, интенсивность и т. д.).

Цель первой встречи – выяснить, что семье нужно что-то изменить в своей ситуации и ответить на вопрос, почему это должно произойти. Назначая встречу с семьей, вы должны сообщить им об этом и получить их согласие. Стоит попробовать.

Во время беседы о встрече и целях специалист сообщает им, что они хотят узнать о ситуации в семье и помочь им. Это означает, что у него есть набор вспомогательных средств. Это важный вопрос, поскольку он показывает, что у нас есть инструменты для изменения положения семьи в условиях кризиса. Это отправная точка, которая может вселить надежду на перемены у всех участников процесса изменений, включая психолога. Его не будут считать блефующим или просто бесполезным. Отсутствие каких-либо инструментов и в то же время перспективных форм помощи для данной семьи может иметь даже трагические последствия.

Во время первой встречи с семьей важно поставить дальнейшие цели, которых может достичь семья. Члены семьи, участвующие в совместной постановке целей, будут более мотивированы к изменениям.

КОНТЕКСТ

Прежде чем приступить к первой встрече с семьей, вы должны понять и изучить контекст, в котором вы сообщаете о необходимости поддержки. Обстоятельства начала поддержки семьи влияют на ход помощи. Психолог, как социальный работник, исследуя контекст, проверяет:

который направил семью в ОПС,
кто сообщил о ее ситуации
кто из членов семьи хотел этой помощи,
кто из членов не хотел ее,
все ли члены знали об этом; как они получили эти знания,
что послужило причиной сообщения/приезда семьи,
как семья отреагировала на информацию о том, что о ее ситуации сообщили в ОПС,
как участники отреагировали на свое участие в собрании
согласны ли члены семьи с формулировкой проблемы/причины встречи и почему,
предпринимаются ли дополнительные юридические действия в данной семейной ситуации и каковы последствия.

УСЛОВИЯ ВСТРЕЧИ

Стоит позаботиться об условиях первой встречи. Место и обстоятельства влияют на то, как будут себя чувствовать отдельные члены семьи. Это, в свою очередь, повлияет на их мотивацию продолжать. Специалист должен заниматься различными вопросами:

Количество отдельных мест для каждого члена семьи. Сиденья должны быть одинаковыми, т. е. следует избегать ситуации, когда, например, один член семьи сидит на кресле, а остальные на раскладных стульях. Такая ситуация приводит к тому, что один из членов семьи выделяется в ущерб остальным. Рабочие могут сидеть на других местах, чем остальные. Стоит отметить, что в такой ситуации объективно более удобные места должны занимать члены семьи. Таким образом сотрудники подчеркнут, что им важен комфорт семьи, что они хотят, чтобы во время встречи им было хорошо.
Уединенное, тихое, приятное место. Подходящим местом будет комната большего размера, комната в конце коридора, чтобы она примыкала к как можно меньшему количеству комнат; что количество отвлекающих факторов сведено к минимуму. Стоит позаботиться об оформлении интерьера (например, теплые тона стен, яркие картины, ковер на полу).
Оборудование подходит для семейного приема. Пригодятся стол для маленьких детей и некоторые игрушки (кубики, куклы и т. д.) и материалы для творчества (полимерная глина, мелки, листы для рисования, цветная бумага и т. д.). Подготовьте носовые платки, кухонные и/или бумажные полотенца, а также свежую питьевую воду и стаканы.

Также следует учитывать уровень двигательной подготовленности всех членов семьи и скорректировать условия встречи так, чтобы уединенная встреча в дружеской обстановке, без отвлекающих факторов могла состояться.

НАЧАЛО ВСТРЕЧИ

В начале сотрудник, который проводит встречу с семьей, должен представиться и сказать: что послужило поводом для встречи и с какой целью (какова цель социальных работников). Например: «Я Анна Ковальская. Спасибо, что пришли на встречу. Мы пригласили вас, потому что получили информацию о том, что в вашем доме часто случаются конфликты. Мы хотели бы поговорить с вами о том, что происходит, и можем ли мы как-то вам помочь. Вы согласны поговорить об этом?».

Важно получить одобрение от всех участников. Спросите, согласны ли они с целями встречи или согласны на интервью о своей ситуации. Если члены семьи проявляют нежелание, договоритесь о теме, о которой они согласны говорить. Существует высокая вероятность того, что семья захочет обсудить какие-то темы. Это укажет на их текущую способность решать проблемы. Спросите, что семья знает о целях собрания, и у каких членов семьи есть цели, отличные от тех, что ставят профессионалы.

Семья может сопротивляться интервью, спросив, откуда у специалистов есть информация об их ситуации; они могут спросить, связывались ли соседи или школа с OPS. Ответ на эти вопросы стоит отложить на данном этапе контакта с семьей. Вы могли бы сказать: «Думаю, государство обеспокоено этим. Сейчас я хочу сосредоточиться на положении вашей семьи. Она сейчас самая главная. Потому что, если вы попали в беду, мы хотим вам помочь, а не ждать».

Вместе с семьей проверьте риск возникновения вредных ситуаций в семье. Следует проверить риск возникновения или эскалации насилия, зависимости, ухудшения материального положения и т. д. Во время первой встречи с семьей стоит расспросить о способах совладания с трудностями, как они до сих пор преодолевали подобные проблемы.

Также следует исходить из того, что вначале сотрудники будут понимать уровень понимания и использования языка отдельных людей, т.е. понимают ли они поднимаемые вопросы (возможно, лексика, используемая сотрудниками ОПС, слишком сложна, или в силу их происхождения - разная национальность, разный ранее населенный район страны и т.п. - не говорят на преобладающем в данной ситуации языке). Затем следует адаптировать язык к способностям каждого, попросить членов семьи помочь в общении или пригласить переводчика на встречу.

Если на совещании присутствуют два человека со стороны УОП, следует объяснить их роли. Например, лидер просит другого человека кратко представиться и рассказать о своей роли (например, что он будет меньше говорить, что он будет делать заметки, а затем воспользоваться этим на последующих встречах, чтобы семья могла получить копию эти роли) отмечает и будет использоваться в качестве протокола собрания).

Также вспомните, как долго продлится встреча. Оптимальное время для первой встречи – 90–150 минут. Вам нужно подумать, нужен ли вам перерыв после встречи и снова встретиться с семьей в тот же день. Это очень важный вопрос, и поэтому стоит сообщить об этом семье во время первого контакта, например, по телефону, и попросить их зарезервировать соответствующее количество времени. Следует сказать, для чего нужно это количество времени. Вы можете сказать: «По нашему опыту, это все, что нужно, чтобы поговорить о семейной ситуации. Затем у нас есть время, чтобы все могли прокомментировать, ответить на разные вопросы. Затем мы можем поднять наиболее важные вопросы и спланировать, что мы будем делать дальше».

Затем попросите каждого члена семьи представиться. Вы должны легко расспрашивать членов семьи о проблемах, которые они поднимают – проявляйте интерес и любопытство. Стоит спрашивать о личных проблемах - общих, а не конкретных. Стоит расспросить о: возрасте, выполняемой работе, классе, который посещают дети, о каких-то любимых занятиях, увлечениях. Стоит спросить о темах, спонтанно поднятых членами семьи, например, о любимом фильме взрослого, любимой игре ребенка и т. д. Найдите минутку, чтобы поговорить с каждым из членов вашей семьи, чтобы установить контакт. Это может привести к большей мотивации к контакту и сотрудничеству со стороны данного члена семьи. Также стоит поинтересоваться: образованием, освоенной и выполняемой профессией, стажем работы, сменил ли человек место работы - работает ли он, а не безработный ли он, то по какой причине и как долго. Можно поинтересоваться у партнеров, как долго они состоят в отношениях, через какое время нахождения в отношениях появились дети и когда, возможно, состоялась свадьба.

Во время первой встречи с семьей стоит познакомиться с различными сферами ее функционирования:

Физическое здоровье

Соматические заболевания отдельных членов семьи влияют на функционирование других членов семьи. Хронические заболевания и прием лекарств влияют на поведение выбранного члена семьи. Это также влияет на роли, которые берут на себя отдельные члены семьи. Дети могут взять на себя роль опекунов взрослых (например, в семье с алкогольной зависимостью дети защищают и заботятся о родителе, который злоупотребляет алкоголем, кормя его, звоня на работу, оправдываясь в школе и т. д.). Некоторые соматические заболевания (например, заболевания щитовидной железы, заболевания нервной системы) существенно влияют на мироощущение больного человека. Кроме того, принимаемые лекарства влияют на поведение людей (например, дофаминергические препараты, антибиотики или лекарства от гипертонии могут усиливать чувство тревоги).

Использование седативных или снотворных средств

Люди покупают, иногда тайно, всевозможные лекарства или парафармацевтические препараты по разным причинам. Иногда они злоупотребляют седативными препаратами, прописанными врачами. Вопросы о количестве и частоте приема таких препаратов, о причинах и обстоятельствах позволяют определить, нет ли у человека каких-либо специфических психических проблем или нет зависимости. Например, вы можете спросить: «Принимает ли кто-нибудь в семье постоянно какие-либо лекарства? Если да, то какие и как часто?

Употребление алкоголя, количество часов, проведенных перед телевизором, компьютером, в Интернете

Этим вопросам стоит уделить больше времени. Следует задавать вопросы, уточнять и уточнять термины, используемые членами семьи. Например, если кто-то сообщает, что время от времени употребляет алкоголь или курит марихуану, спросите, как часто это происходит. Если кто-то говорит, что не принимает никаких наркотиков, не употребляет алкоголь, стоит поинтересоваться, относится ли, например, марихуана к наркотикам или пиво входит в состав алкоголя. Утверждения «редко», «нечасто» и т. д. следует уточнять и запрашивать конкретные суммы. Использование шкалы (например, 1-10 или процентов) может быть полезным. Спросите об обстоятельствах, приведших к употреблению алкоголя, и о том, что происходит дальше. Вы можете использовать вопросы, которые помогут задать эти вопросы или облегчат их высказывание: «Кто в вашей семье употребляет алкоголь или принимает какие-либо наркотики?», «Кто-нибудь из вашей семьи задерживался полицией за вождение в нетрезвом виде или под действием других наркотиков?», «Кто дольше всех может играть в любую игру через Интернет?»; «Если сын третий час играет в игру в интернете, а мама снова его о чем-то просит, что будет дальше?»

Употребление других психоактивных веществ (эпизодическое, социальное)

. В связи с этим могут быть применены вышеизложенные вопросы и методы. Стоит поинтересоваться, кто использует средства, как часто и при каких обстоятельствах. Спросите о причинах употребления; кто сопровождает использование тогда и о событиях до и после использования.

Отношения в семье

Обсуждая этот вопрос, спросите об отношениях между всеми членами семьи. Этот вопрос можно поднять, спросив, у кого какие обязанности, кто с кем сотрудничает, кто что делает; кто отвечает за какие области. У кого какие права и привилегии на дом и каков результат этого. Кто с кем и когда делает уроки, кто кому помогает и в каких ситуациях. Стоит расспросить о свободном времени, проведенном вместе, о совместных занятиях и играх. А также о том, что они делают в сложных ситуациях. Как они говорят о чувствах, например, когда кто-то кого-то обидел, что-то тяжелое случилось в школе или на работе. Вы можете спросить о конкретных интересах и занятиях (участие в конкурсах, строительных блоках, коллекционировании вещей и т. д.) отдельных членов семьи и по этому поводу спросить их мнение у других.

Финансовое положение и использование внешней поддержки

Вопрос материального положения семьи важен, так как способствует общему благополучию ее членов. Вы можете начать с вопроса, работают ли родители в настоящее время. Стоит поинтересоваться должностью и обязанностями, выполняемыми на работе. Затем, как они используют свой заработок и пользуются ли они другими видами помощи. Стоит задаться вопросом, откуда такая сфера использования данной помощи. Стоит поинтересоваться, посещают ли дети ясли/детский сад и/или школу и/или общественные центры/клубы или другие места, организующие различные виды развивающих занятий для детей и молодежи при общественных организациях, школах, церковных приходах. Также стоит спросить о поддержке друзей и семьи (помогают ли, например, друг, тетя, бабушка и дедушка в организации уборки дома,

Разговаривая со своей семьей, нужно занять позицию интереса без осуждения. Фасилитаторы должны помнить, что они впервые встречаются с семьей, и информация, которой они располагают, исходит от третьих лиц. Цель этой встречи - познакомиться с семьей, поставить первоначальный диагноз ее функционирования и выявить потребности...

#Семья #переживающая #разного #рода #кризисы #наркомания #насилие #хронические #заболевания #длительная безработица