Найти тему

Важные разъяснения Калу Ринпоче и Дзонгсара Кхенце о каналах и мантрах

Я размещаю на этой платформе то, что сама пишу. Но эти два разъяснения очень хороши и полезны в свете бесед в комментариях.

Калу Ринпоче

Сила мантр

Структура человеческого тела включает в себя сложную систему нади (энергетических каналов), семьдесят две тысячи которых делятся на основные и вторичные. Благодаря созданной в прошлом благой карме вы на этот раз родились людьми, у которых особенность нади состоит в том, что их окончания имеют форму шестнадцати гласных и тридцати согласных санскритского алфавита.

Циркуляция "ветра" (праны) внутри каналов связана с самим сознанием. Следствием этой особой системы является человеческая речь с ее широчайшим диапазоном звуков и невероятными возможностями самовыражения, будь то на санскрите, английском, тибетском или любом другом языке. У животных также есть определенная способность к самовыражению, но она остается весьма ограниченной по сравнению с той, что свойственна человеку.

В целом вы можете издавать более или менее осмысленные и заслуживающие внимания звуки, но бодхисаттвы, начиная с восьмого уровня (бхуми) и выше, обретают над звуками полную власть. Они способны воспринимать все оттенки смысла любых звуков в конкретной ситуации, а также знать все их последствия. Именно поэтому они произносят лучшие и наиболее благотворные звуки в виде мантр, таких как стослоговая мантра Дордже Семпы (Ваджрасаттва), мантра Ченрези (Авалокитешвара) и так далее.

Благая карма людей, населяющих этот мир, позволяет им с легкостью понимать Дхарму и дает великую энергию для практики медитации, но зачастую они не особенно верят в мантры, считая их некими пустыми, бесполезными звуками.

Тем не менее сама ваша повседневная жизнь служит доказательством того, какая сила заключена в звуках. Если вас оскорбили, вы сразу же гневаетесь или огорчаетесь, а похвала вызывает в вас ликование. Если так велика сила обыденной речи, насколько же большим могуществом обладают священные мантры и изречения будд и бодхисаттв, несущие в себе благословения!

------

Дзонгсар Кьенце о внутренних препятствиях:

«Загрязнения нади. Нади — это энергетические центры и каналы, пронизывающие всё наше тело. Они загрязняются, когда мы кого-то убиваем или едим пищу, приготовленную руками омраченных и загрязненных людей, водим дружбу с ними или находимся там, где они живут. Выполняя практику Ваджрасаттвы, мы очищаем свои засорившиеся каналы и чакры, точно так же, как используем сильное чистящее средство для уборки туалета.

Для тех, кто следует ваджраяне, особенно важно работать над загрязнениями праны, или внутреннего ветра. Испортить и загрязнить свою прану мы можем разными способами, например, если дышим плохим воздухом, курим гашиш и сигары, пьём спиртное, клевещем на учителей ваджраяны, выносим двойственные суждения о чистых явлениях и даже если вдыхаем неправильное благовоние. Каждый день мы вдыхаем всевозможные нечистоты, которые омрачают нашу прану, и она требует очищения.

Загрязнения, связанные с умом, включая, например, плохую карму, порожденную завистью, ревностью, ненавистью, эгоистичностью, гордостью, жадностью, недоброжелательностью и ложными воззрениями, в том числе крайними взглядами, например обычаем приносить в жертву живых существ во имя духовной практики. В течение наших предыдущих жизней мы наверняка накопили великое множество этих загрязнений, которыми запятнаны до сих пор. Есть также много расстройств ума, которые являются следствием загрязнения бинду, что значит «капля» или бодхичитта. Примеры таких расстройств: депрессия, возбуждённость, нервозность и булимия, а также граничащее с помешательством маниакальное честолюбие, возбуждающее в нас желание достичь просветления быстрее, чем кто-то другой. И это лишь очевидные примеры. Есть много других связанных с бинду тонких загрязнений — мы до предела перегружены ими, — которые разъединяют субъект и объект. А наша неспособность соединить субъект и объект, видимости и пустоту — это самая тонкая разновидность загрязнения.»

Мантры
5974 интересуются