Где «горит и не угасает» новозаветный жертвенник всесожжения?

В продолжение разговора о предначертательных смыслах рукотворного жертвенника всесожжения следует отметить, что люди Божьи уже во времена Ветхого Завета были прорисованы в образе «не оскверненных железом камней» (Исх.20:25), из которых и Моисей под горой Синай (Исх.24:4-5), и Иисус Навин на горе Гевал (Ис.Нав.8:30-32), и пророк Илия при истреблении четырехсот пятидесяти пророков Ваала на горе Кармил (3 Цар.18:31-32) сооружали каменные жертвенники всесожжения, посвященные Творцу и Вседержителю, где число жертвенных камней соответствовало числу колен Израиля, а каждый камень в отдельности имел на себе начертание закона (сравн. – Втор.27:2-8; «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их», Евр.10:6).

Кроме того, весьма знаменательно, что камни жертвенника Иисуса Навина, устроенного им на горе Гевал, были обмазаны известью, то есть имели белый цвет, что также прорисовывает времена и реалии Нового Завета и «живой» жертвенник всесожжения грядущей нерукотворной скинии, сравн.:

…побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя… (Откр.2:17)

…я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели… И даны были каждому из них одежды белые… (Откр.6:9,11)

Жертвенник Иисуса Навина на горе Гевал, современный вид
Жертвенник Иисуса Навина на горе Гевал, современный вид

Более того, в новозаветные времена в образе «нетесаных камней» (т.е. таких «камней», на которых закон пишется не «железом», а верой, Ис.Нав.8:30-32) открылось свидетельство о внутреннем содержании человека, в соответствии с которым последовавшие за Спасителем призываются обрести твердость «духовного камня» вселенского жертвенника всесожжения (1 Пет.2:5, Откр.2:17) и быть готовыми окропить такой жертвенник своей собственной кровью, сравн.:

Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха (Евр.12:4)

Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр.12:11)

И к таким же новозаветным смыслам направляет своих слушателей ап. Петр, когда свидетельствует о христианах как о «живых камнях», от которых возносятся к небу особые духовные жертвы:

и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет.2:5)

И на эти же образы и смыслы опирается ап. Павел, когда говорит о представлении своего тела в жертву новозаветного свидетельства:

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего (Рим.1:1)

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (2 Тим.6:6-7)

А это означает, что христиане, проявляющие в вере полное самоотречение и самопожертвование, проходят через огонь новозаветного жертвенника всесожжения и становятся «жертвой правды», способной вознестись до духовных высот Небесного Иерусалима, сравн.:

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс.50:17-21)

Что касается смыслов, имеющих вселенский масштаб, — ветхозаветные тексты свидетельствуют о том, что при освящении скинии Моисея и храма Соломона на жертвы, заполнявшие «всю землю» внутреннего двора, с неба сходил особый чудесный огонь, который затем поддерживался на рукотворном жертвеннике изо дня в день и год за годом. Поэтому и при освящении Новозаветной скинии (Евр.9:11-14) на вселенский жертвенник всесожжения новозаветной Церкви, возвысившийся буквально над всей землей, с неба сошел неугасимый священный огонь, сравн.:

Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк.12:49)

А знамением явления на землю чудесного новозаветного огня стали «огненные языки» от Св. Духа, которые сошли на новорожденную Церковь в день Пятидесятницы (Деян.2:3), — так что с этого момента «земная» Новозаветная Церковь соделалась сложенным из «живых камней» нерукотворным жертвенником всесожжения, на котором «горит и не угасает» Божественный очистительный огонь.

Икона Сошествие Святого Духа на апостолов
Икона Сошествие Святого Духа на апостолов

И в этом же смысле следует воспринимать первые стихи главы 11 книги Откровение, где тайнозритель измеряет не только храм, но и особый новозаветный жертвенник:

И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца (Откр.11:1-2)

А поскольку вполне очевидно, что жертвенник из Откр.11:1, подлежащий измерению «пророческим жезлом», не называется «золотым», и при этом упоминается отдельно от храма, а после измерения «храма и жертвенника» речь идет исключительно о внешнем дворе, — нет сомнений, что речь идет о жертвеннике всесожжения, который занимает весь внутренний двор (как это происходило при освящении храма Соломона, 3 Цар.8:64, 2 Пар.7:7, когда жертвенником всесожжения становилась вся земля внутреннего двора).

(В этом же контексте можно отметить, что, в отличие от золотого жертвенника каждения, медный жертвенник рукотворной скинии имел значительный размер и мог измеряться не только «локтями», но и «строительной тростью» длиной в шесть локтей, сравн. – Откр.11:1, Иез.40:5.

А еще один аргумент в пользу утверждения, что измеряемый тайнозрителем жертвенник является жертвенником всесожжения, заключается в том, что если бы в повелении из главы 11 подразумевался не медный, а золотой жертвенник, — внутренний двор храма остался бы не названным ни как подлежащий измерению, ни как часть, которая не измеряется)

Таким образом, с учетом того обстоятельства, что особое пророческое действие, связанное с измерением храма, подразумевает осознание законов и уставов Небесной скинии, а «жертвенник из земли», на котором горит неугасимый священный огонь, есть образ христианского жертвенного служения, — можно утверждать, что в Откр.11:1–2 тайнозритель видит и измеряет «духовное здание» всей новозаветной Церкви. Причем «измерению пророческим жезлом» подлежит только храм и жертвенник (т.е. храм и весь внутренний двор) этого духовного здания, — а внешний двор (т.е. «пространство за оградой храма») противопоставляется Церкви как «преходящее» царство и территория беззакония, которое «не измеряется», так как не несет в себе существенных смыслов и не сможет перейти в Божественную вечность.

А поскольку измеряемый тайнозрителем храм тут же именуется «городом», что косвенно указывает на него как на «вышний Иерусалим» (сравн. – Гал.4:26, Евр.12:22 и т.д.), — упомянутые далее «сорок два месяца» (Откр.11:2) предстают еще одним иносказательным образом тех новозаветных времен, которые наступили после падения земного Иерусалима и продлятся до последнего дня ветхого мира, сравн.:

…и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (Лк.21:24)

(Т.е. все эти свидетельства в точности соответствуют «глобальной линии времен», где иносказательные «сорок два месяца» соответствуют второй и последней половине той «великой седмины», в которой заключена вся обозримая история мира и человечества)

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Пророческие смыслы золотого жертвенника скинии Моисея

Предыдущая статья: Новозаветный жертвенник всесожжения в книге Откровение

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #новозаветный жертвенник всесожжения из живых камней #священный огонь новозаветного жертвенника #огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся, Лк.12:49 #измерь храм и жертвенник а внешний двор не измеряй он отдан язычникам, Откр.11:1-2