Сто сорок четыре тысячи запечатленных (Откр.7:4-8)

        И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.

И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч (Откр.7:4-8)

В отличие от большинства образов и сюжетов книги Откровение, при небесном свидетельстве о «ста сорока четырех тысячах запечатленных» тайнозритель слышит число отмеченных спасительной печатью, но не видит их воочию. При этом двенадцать колен сынов Израиля, к которым принадлежат запечатленные, не просто обозначаются одной общей фразой, но перечисляются тайнозрителю поименно, — и в этом перечислении открывается, что место одного из «изначальных» библейских колен (колена Дана) «передано» Манассии, старшему из двух сыновей патриарха Иосифа (Быт.46:20, Быт.48:5).

(К слову, точно такая же ситуация сложилась и в среде двенадцати Апостолов после предательства Иуды Искариота, сравн. – «…да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой», Деян.1:20)

Что касается младшего из сыновей Иосифа, Ефрема, поставленного Иаковом-Израилем выше Манассии (Быт.48:14-20), — в списке запечатленных его представляет сам Иосиф (т.к. кроме Ефрема и Манассии у Иосифа сыновей не было, а Ефрем среди запечатленных не называется).

Также весьма знаменательно, что «запечатленные» колена соответствуют сыновьям Израиля по рождению (за исключением отсутствующего Дана), — т.е. тем именам, которые писались на «храмовых» драгоценных камнях богослужебных одеяний первосвященника (Исх.18), и которым соответствовали двенадцать камней священного жертвенника всесожжения (на Синае – Исх.24:4; на горе Гевал – Ис.Нав.8:31; на горе Кармил – 3 Цар.18:31-32).

(Такое перечисление колен отличается от «вре́менного» жребия сынов Израиля в отношении буквальной земли обетования, где свои уделы имели и Дан, и Ефрем, и Манассия, а у потомков Левия, которым было вверено служение при скинии, «земного» удела не было, Чис.18:20-21, Чис.34, Втор.18:1-2)

Особым новозаветным свидетельством является и порядок перечисления «запечатленных» колен Израиля. Так, вместо первенца Рувима список Откровения возглавляет Иуда, что исполняет ветхозаветное определение, согласно которому честь первенства была передана от Рувима сыновьям Иосифа (честь, но не звание, 1 Пар.5:1), — и при этом разрешает знаменательный спор между честью первенства и силой Иосифа (Ефрема и Манассии) и царственной славой Иуды в пользу колена Иуды (т.к. во Христе Иисусе, Который «воссиял из колена Иудина», Евр.7:14, эта царственная слава открылась во всей возможной полноте, сравн: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его…», Быт.49:10; Чис.10:14).

Что касается числа запечатленных, — большинство богословов согласны с тем, что это число символическое, и что оно обозначает и определенное множество, и определенную полноту (12х12х1000, проф. Лопухин). Причем с одной стороны такой расчет связан с числом престолов и старцев из Откр.4:4 (т.к. 24 старца это 12+12), а также с образом двенадцати отделений воинов по 24 тысячи общим числом 288 тысяч (то есть 144+144, сравн. с 1 Пар.27:1-15), — а с другой стороны исчисление «запечатленных» через умножение (12 на 12, а затем на 1000) свидетельствует о них как о великом (хотя и исчислимом) множестве, определяющем некое пространство (так, например, рассчитать площадь жертвенника возможно только путем умножения его сторон, сравн. – Иез.43:16).

Кроме того, через образ «исчисления народа по коленам» в книге Откровение прорисованы и более прикровенные иносказательные смыслы.

Так, каждая ветхозаветная перепись народа Израиля определяла в первую очередь число воинов, то есть людей, «способных к войне» (Чис.1:2-3, Ис.Нав.6:2, Суд.20:17, 2 Цар.24:9 и т.д.). А это означает, что возвещенное тайнозрителю исчисление во всех смыслах соответствует построению новозаветного боевого стана Церкви Христовой (сравн. – Чис.10:14-28), вставшего на горе Сион вокруг Новозаветного Ковчега Завета (т.е. вокруг Самого Спасителя).

Более того, исчисление воинства Израиля с равным (что особо подчеркивается) числом ратоборцев в каждом колене связывает новозаветные свидетельства Откровения с пророческими смыслами нарамника и наперсника ефода первосвященника Аарона.

(Здесь можно пояснить, что нарамник, который пребывал на плечах первосвященника, имел два драгоценных камня с вырезанными на них именами двенадцати колен, по шесть слева и справа, «…как вырезывают на печати», Исх.39:6-7.

А наперсник, который находился у него на груди, состоял из четырех рядов драгоценных камней, по три камня в ряду, где каждый камень соответствовал одному из колен, Исх.28:15-21, сравн. Откр.21:19-20)

Так что особое «двенадцатеричное» построение библейских колен указывает в том числе и на близость «запечатленных» к Первосвященнику Нового Завета, причем отмеченные Божественной печатью «живые драгоценные камни» являются Его «нарамником» и «наперсником» (то есть неотъемлемой частью Его священных облачений, сравн. – 1 Пет.2:5, Пс.88:8 и т.д.), — а в совокупности свидетельств о «переписи воинства Господнего», «построении воинов в походно-боевой стан» и «новозаветных первосвященнических облачениях» приоткрывается еще одна линия важнейших пророческих смыслов, завершение которой явлено в главе 21, где воинство Господне предстает в образе неприступных духовных стен Небесного Иерусалима.

(Последние главы Откровения свидетельствуют о том, что на двенадцати драгоценных камнях, положенных в основание стен Небесного града, написаны имена Апостолов Агнца, — а двенадцать ворот города, ориентированные «на четыре стороны света», т.е. расположенные «по три в одном ряду», Откр.21:12-14, Откр.21:19-21, имеют имена «запечатленных» колен Израиля, сравн. с «наперсником» из Исх.28:15-21)

Другими словами, запечатленные «печатью Бога живого» и собранные на горе Сион под знамя Христа-Спасителя и выстояли, и победили, — и в итоге предстали перед тайнозрителем «духовными пределами» Вечного Небесного града.

(Сравн. с теми, кто не устоял в вере: «В проломы вы не входите и не ограждаете стеною дома Израилева, чтобы твердо стоять в сражении в день Господа», Иез.13:5)

Кроме того, можно отметить, что образное число 144 000 соответствует числу воинов в одном колене, умноженному на 12 граней куба, а «толщина стен» описанного в книге Откровение «трехмерного» Небесного града равняется числу колен, умноженному на двенадцать, сравн.:

Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела (Откр.21:16-17)

(К слову, «стадий» — это мера длины, соответствующая 170-200 метрам. То есть будь такой город устроен на земле, его размеры превысили бы 2000 километров в каждом из трех измерений)

Таким образом, открывающаяся тайнозрителю духовная панорама представляет «запечатленных» священным боевым станом, стоящим вокруг Первосвященника-Агнца неприступными стенами Небесного Иерусалима (сравн. – «...вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму... к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах... », Евр.12:22-23), — а спасенные из всех народов могут войти в этот град исключительно через двенадцать ворот, каждое из которых именуется в честь одного из двенадцати колен Израиля (Откр.21:12-14).

(Что касается «прописки» духовных воинов времен Нового Завета в одном из «запечатленных» колен, — вполне возможно, что врата Небесного града открываются святым в соответствии с теми духовными качествами, которые они проявили при жизни во плоти, и которыми особо славилось одно из двенадцати библейских колен.

Свт. Андрей Кесарийский подробно говорит об этом в разделе «Значение имен двенадцати патриархов» в своей книге «Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова»)

...............................................................................................................................................

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Видение вселенского праздника кущей (Откр.7:9-12)

Предыдущая статья: Солнечный Ангел с Божественной печатью (Откр.7:2-3)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых, Откр.7:4 #стены и врата Небесного Иерусалима нарамник и наперсник первосвященника, Откр.7:4-8 #кто встал вместо пропавшего колена Дана