Найти тему

Первая труба Апокалипсиса: град с кровью и вселенский пожар (Откр.8:7)

Оглавление

.

Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела (Откр.8:7)

.

Один из самых важных и сложных вопросов, возникающих при попытке осознать видения, связанные с семью небесными трубами, заключается в том, как следует воспринимать происходящее, в буквальном смысле — или в качестве образов.

Причем разрешить этот вопрос оказывается весьма непросто.

Так, например, те, кто ищет в свидетельствах Откровения предсказания вселенских «природных» катаклизмов, видят в событиях «первой трубы» некое подобие метеоритных дождей, которые должны обрушиться на нашу планету в самом конце времен. И такое толкование с учетом реальности ветхозаветных событий, связанных, например, с буквальным огненным градом, уничтожившим Содом, имело бы полное право на существование, если бы бедствие от первой трубы поражало не только траву и деревья, но и города, и животных, и людей, и т.д., как это происходит при обычных стихийных бедствиях или падении метеорита.

Однако «град и огонь» при первой трубе повреждают исключительно «растения», — поэтому увидеть в подобном событии глобальный «природный» катаклизм и остаться при этом в рамках буквального толкования попросту невозможно (если, конечно, не домысливать сказанное, и не придавать небесному граду и огню необъяснимую разумную избирательность).

Кроме того, «поражение от первой трубы» ограничено воздействием огня (но не града), причем в результате на земле сгорает только треть деревьев, но вся трава без остатка, — и это обстоятельство также требует соответствующего осознания и разумения.

Более того, никакими природными катаклизмами невозможно объяснить то обстоятельство, что вместе с градом и огнем с неба на землю падает кровь, — однако никаких видимых последствий это экстраординарное обстоятельство за собой не влечет.

(Конечно, многие готовы отступить от буквального библейского свидетельства и ограничить понятие «кровь» исключительно красным цветом «природных осадков». Но и к такой версии требуется приложить хоть какое-то библейское объяснение)

При этом существует и другой подход к разумению событий под семью трубами, который не ограничивает происходящее природными явлениями, и наделяет события определенной таинственностью, предполагающей проявление факторов чудесных, и поэтому необъяснимых. Причем такой подход выглядит более взвешенным и более разумным, — ведь «чудесные бедствия» не требуют объяснять ни происхождение «града с кровью», ни «разумную избирательность» небесного огня, но позволяют говорить о более-менее буквальном исполнении явленных тайнозрителю видений с той оговоркой, что совершится все это неким особенным, неведомым и непостижимым образом.

Проф. Лопухин, упоминая подобные версии, приводит следующие ссылки:

«По звуку первой трубы будет падать град, смешанный не только с огнём, но и с кровью; следовательно, этот град будет иметь вид шариков, которые будут смочены кровью, с запахом и видом действительной человеческой крови [Kliefoth]»
«Во избежание смущения нужно помнить, что эта страшная и непонятная казнь есть казнь не нашего времени, но отдаленного будущего, близкого к концу мира, когда и весь мир будет обновлен чрез страшные физические перевороты [Соrnel a Lapid, Suller]»

.

Тем не менее, как бы категорично это не звучало, ни одно из подобных предположений нельзя назвать толкованиями, — ведь они не расширяют разумение того, что сказано буквально, и по сути сводятся к одному-единственному утверждению, что «это» еще не произошло. Но что конкретно включает в себя «это», и почему «это» происходит именно при первой трубе, и почему именно в такой форме, и как град смешался с кровью, и почему в результате повреждается только треть деревьев, но совсем не остается травы, и т.д., — по-прежнему остается непонятным.

Так или иначе, достаточно очевидно, что в самом общем смысле подобные события продолжают образы тех «огненных» небесных судов, которые совершились в свое время над ветхозаветным Содомом:

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. Жена же [Лотова] оглянулась позади его, и стала соляным столпом. И встал Авраам рано утром и [пошел] на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи (Быт.19:24-28)

.

Кроме того, происходящее при первой трубе отчасти соответствует седьмой «казни Египетской», которой была поражена «земля фараона», удерживающего в рабстве народ Израиля:

И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал [град] (Исх.9:25)

.

Однако при уничтожении Содома и Гоморры огненный дождь и град были смешаны «с серой», но не с кровью, — и при этом не проявляли никакой «избирательности», т.е. уничтожили нечестивые города целиком и полностью, сравн.:

сера и соль, пожарище - вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей (Втор.29:23)

А в событиях исхода из Египта поражающий град нес в себе огонь, но не кровь,— и не только уничтожил в земле Египетской всю траву и «поломал» все деревья (все, а не треть, как в Откр.8:7), но «побил» животных и даже людей, которые не поверили Моисею (Исх.9:18-35).

Другими словами, и в Содоме, и в событиях ветхозаветного Исхода огненный небесный град не уподоблялся «падающей с неба крови», — и при этом не ограничивался поражением травы и деревьев. Так что в Содоме спасся только благочестивый Лот с дочерями, — а от «града египетского» не пострадала только та местность, где жил народ Израиля (Исх.9:26).

(К слову, весьма знаменательно, что в Египте от града не пострадала «поздняя пшеница»: «Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился; а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние», Исх.9:31-32.

А поскольку «полба» также является пшеницей, но с пленчатым зерном, в том числе и дикорастущей, — это библейское свидетельство времен Исхода является важнейшим пророческим символом, указующим на новозаветные времена и на людей Божьих из всех народов, приходящих к вере как «поздняя» и «дикорастущая» пшеница, не поврежденная «небесным градом» при первой из семи труб и сохраняющая способность принести плод, пригодный для вечности)

Таким образом, несмотря на весьма существенные подобия, при первой небесной трубе происходит нечто такое, что не повторяет суд над погрязшими в беззакониях городами Содом и Гоморра, — и не является буквальным продолжением седьмой «казни египетской», которая приобрела бы вселенский масштаб и поразила бы весь без исключения ветхий мир.

С другой стороны, если обратиться к библейским описаниям первых дней творения, можно заметить, что после того, как все воды были собраны в одно место, в результате чего явилась «суша», — земля произвела «зелень травную» и «дерево плодовитое, приносящее плод» (Быт.1:11-12), дарующие «земную» пищу для человека и человечества, сравн.:

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу (Быт.1:29)

.

А это означает, что сгоревшие при первой трубе «третья часть дерев» и «вся трава зеленая», — это не просто последствия глобального земного пожара, но потрясение мироздания на том основополагающем духовном уровне, где свой изначальный облик изменяют сами основы тварного мира.

Более того, в результате этого потрясения земля превращается в «пророческую пустыню», — то есть в местность, где человеку категорически недостает той пищи, которая была дарована всему роду человеческому при сотворении мира (сравн. – «…не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим», Лк.4:4; Втор.8:3)

Соответственно, образ семи небесных труб, об «иерихонском» смысле которых говорилось в предыдущих публикациях, свидетельствует о прямой аналогии между реалиями Нового Завета и событиями ветхозаветного Исхода. Причем опирается эта аналогия не столько на «огненный град», уничтоживший в Египте всю траву и поломавший все деревья, — сколько на то знаменательное обстоятельство, что в ветхозаветные времена народ Божий бежал из египетского рабства именно в пустыню, где сорок лет питался не «плодами земли» (которых просто не было), но дарованной ему свыше манной небесной.

Другими словами, образы первой трубы, в которых прорисовано превращение видимого мира в «пророческую пустыню», свидетельствуют о начале времен Новозаветного Исхода, когда Церковь Христова освободилась от греховного рабства и, ведомая Самим Господом к новозаветным обетованиям, совершает переход духовной пустыни ветхого мира (сравн. – Откр.12:6,14).

Кроме того, «трава» в качестве устойчивого образа Св. Писания может обозначать плотскую природу человека (сравн. – 1 Пет.1:24), а образ «дерев» — власти и силы ангельские (сравн. – Иез.31:3-9). Поэтому в образе «сгоревшей без остатка травы» читается свидетельство о том, что в новозаветной реальности «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1Кор.15:50), — а сгоревшая «третья часть дерев» обозначает тех ангелов небесных, которые соблазнились диавольской клеветой, впали в грех и перестали быть наставниками, помощниками и защитниками человеку (т.е. утратили способность «сеять семя» и «приносить добрый плод»). И если будучи в раю прародитель Адам мог есть «от всякого дерева в саду» (Быт.2:16), — то в новозаветные времена падшая треть «духовных деревьев» не имеет плодов, которые можно было бы «употреблять в пищу» и сохранить при этом жизнь и духовное здоровье.

Более того, после утверждения Нового Завета такие «дерева» сами превратились в «пищу для огня», — то есть обрекли себя на окончательное поражение и уничтожение (сравн. – «…в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», Мф.25:41; Мф.3:10, Лк.3:9, Втор.20:20):

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мф.7:18-19)

.

Что касается падения с неба буквальной, а не образной крови, — это событие также знаменует начало времен Нового Завета. Ведь выход Ангела с золотой кадильницей, предварявший звучание семи «юбилейных» труб, символизировал в том числе и очищение Небесного храма, в результате чего вина крови «заклеймила» диавола и его ангелов (сравн. – «он был человекоубийца от начала», Ин.8:44 и т.д.) и «упала» вместе с ними на землю, — а в несколько ином аспекте уподобилась граду и «легла на главу» тех, кто продолжает и умножает вселенское кровопролитие (сравн. – Мф.23:35, Мф.27:25, Лк.11:50, Деян.18:6 и т.д.).

Но поскольку очищение Небесного храма не является всеобщим и окончательным вселенским судом (хотя и предвозвещает его), — возвращение вины крови с неба на землю не было связано с буквальными природными катаклизмами, и осталось невидимым для ветхого мира. Об этом говорит только Св. Писание и Церковь Христова, — а «увидели» и осознали эти события только те, кто способен смотреть на вселенские духовные панорамы не плотскими очами, но очами веры:

Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин.12:31)

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей (Мф.23:35-36)

.

К слову, и в пророчествах Иоиля, об исполнении которых в День Пятидесятницы засвидетельствовал ап. Петр, «кровь, огонь и курение дыма» не разрушают ветхий мир, но возвещают утверждение и вступление в силу Нового Совершенного Завета (Деян.2:16-21), сравн.:

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма (Иоиль 2:28-30)

.

При этом вся полнота новозаветных смыслов, обозначенных в книге Иоиля, наряду с другими библейскими свидетельствами (т.е. временами юбилея, очищением храма и запечатлением верных; «обходом вселенского Иерихона с юбилейными трубами»; освобождением человечества от греховного рабства и великим новозаветным Исходом; образом «семидневного» обновления всего ветхого мира и т.д.) проявляется в книге Откровение постепенно, и собирается в единое целое только в полноте всех семи труб.

А это означает, что отдельные «трубные» образы, которые открываются тайнозрителю под седьмой печатью Небесной книги, следует воспринимать не «исключительно», а собирательно, — то есть так, чтобы в умозрительной панораме событий «оставалось место» для всех прочих образов и свидетельств, связанных с семью небесными трубами.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Вторая труба Апокалипсиса: падение огненной горы и кровавое море (Откр.8:8-9)

Предыдущая статья: Ангел с золотой кадильницей и сошествие небесного огня на жертвенник всесожжения (Откр.8:3-6)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь
#первый ангел вострубил и град и огонь, смешанные с кровью, пали на землю, Откр.8:7 #и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела, Откр.8:7