Солнечный Ангел с Божественной печатью (Откр.7:2-3)

Уильям Тернер. «Ангел, стоящий на солнце», 1846.
Уильям Тернер. «Ангел, стоящий на солнце», 1846.

И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего (Откр.7:2-3)

Сразу же после видения четырех Ангелов Божьих, вставших на защиту вселенского жертвенника всесожжения от «земных ветров», тайнозрителю открываются те цели, ради которых эти четыре Ангела некоторое время удерживают «силы земли» от свойственных им нечестивых устремлений. В это благоприятное для Церкви время на землю приходит Ангел, грядущий «от востока солнца» (что в логике новозаветной храмовой образности соответствует выходу на внешний двор из притвора Небесного храма), который имеет при себе Божественную печать, предназначенную для наложения на чело «рабов Бога нашего» перед тем, как мир окажется под воздействием разрушительных «ветров земли». Причем этот образ (как, к слову, и семь печатей Небесной книги) следует воспринимать с учетом исторической традиции, согласно которой царская печать представляла собой особый перстень с именем властителя, — а наложение такой печати свидетельствовало о том, что место или предмет, отмеченный печатью, находится в царском владении и подчиняется его власти.

(Например, когда пророка Даниила бросили в ров со львами, — царь Дарий запечатал вход в этот ров своим личным перстнем, Дан.6:17, то же в Дан.14:11)

А когда именная печать снималась с перста законодателя и передавалась другому человеку, — это означало, что получатель перстня не просто имеет право действовать от имени властителя, но выступает его «десницей», т.е. «правой рукой» (сравн. – 3 Цар.21:8, Откр.5:1).

(Так, и фараон, когда поставлял Иосифа над всей землей египетской, вручил ему перстень, снятый с собственной руки, Быт.41:42. И этой же традиции следовал Артаксеркс, передавая свой перстень Мардохею, Есф.3:10, Есф.8:2)

Знаменательным является и то обстоятельство, что среди богослужебных предметов рукотворной скинии, устройство и уставы которой прорисовали грядущую новозаветную реальность, находилась особая золотая пластина, которая именовалась «диадимой святыни» (Исх.28:36-38, Исх.39:30-31) и должна была пребывать на челах первосвященников из сынов Аарона в качестве свидетельства принадлежности носителей этой диадемы к высшему чину храмового священства и благоволения к народу со стороны Творца и Вседержителя:

И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: "Святыня Господня", и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним (Исх.28:36-38)

Соответственно, «печать Бога живого», вверенная в новозаветные времена славному и величественному Ангелу, не просто придает «запечатленным» этой печатью статус «Святыни Господа» (сравн. – Исх.28:36, Зах.14:20), но, будучи «положенной на чело», знаменует принадлежность отмеченного небесной печатью человека к особому священству, на которое возложена миссия вселенского новозаветного свидетельства (как и Аарон с золотой диадемой на челе выступал видимым свидетельством присутствия среди общества Самого Господа).

Вместе с тем, через образ небесного запечатления верных, предваряющего грядущие потрясения мироздания, в книге Откровение обозначена связь новозаветных событий с «храмовым» видением пророка Иезекииля, где было показано, как перед вхождением в город Иерусалим «шести истребителей нечестия» на чело раскаявшихся полагался особый спасительный знак, сравн.:

И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника. И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите (Иез.9:2-5)

А поскольку образы из книги Иезекииля во всех смыслах соответствуют «печати Духа Святого», которая свидетельствует об искуплении и избрании человека в народ Божий (Еф.1:13-14, Еф.4:30 и т.д.), — все обозначенные выше смыслы определяют времена Нового Завета как время особого Домостроительства, когда печатью Божьей отмечается и освящается все то, что так или иначе принадлежит непоколебимой Небесной скинии (сравн. – Зах.14:20, 2 Тим.2:19).

Что касается именования «Живым» Самого Вседержителя, — такое именование встречается в ветхозаветных и новозаветных священных текстах множество раз, и во всех случаях прямо свидетельствует о бесконечности Его владычества, сравн.:

Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно (Дан.6:26)

Более того, подобное именование является одним из самых возвышенных библейских славословий, ведь оно представляет Вседержителя Имеющим Жизнь в Себе и Источником Жизни, утверждая Его Присносущность и обличая тем самым всех без исключения ложных богов (которые суть «мертвые идолы», напр. 1 Фес.1:9).

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Сто сорок четыре тысячи запечатленных (Откр.7:4-8)

Предыдущая статья: Защита Церкви от «четырех ветров» (Откр.7:1)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #ангел восходящий от востока солнца с печатью Бога живого воскликнул к четырем ангелам, которым дано вредить земле и морю, Откр.7:2 #не делайте вреда ни земле не морю пока не положим печати на челах рабов Бога нашего, Откр.7:3