Одним из самых ярких и самых заметных устойчивых образов Св. Писания, имеющим самое непосредственное отношение к иносказательным смыслам и свидетельствам книги Откровение, являются связанные с рукотворной скинией особые «священнические» трубы (греч. σάλπιγξ). Причем пророческое предназначение храмовых труб не ограничивалось ветхозаветным богослужением: к этому образу обращаются многие «всеобщие» пророчества Ветхого и Нового Заветов, — а в книге Откровение вокруг «трубных» образов стоится сразу несколько сюжетов.
При этом сами по себе, то есть в качестве музыкального и сигнального инструмента, библейские храмовые трубы не имели существенных особенностей: у многих древних народов в периоды войны и мира различные духовые инструменты выполняли в точности те же функции, что и в Израиле времен Ветхого Завета.
Однако богослужебные трубы ветхозаветной скинии могли и должны были применяться только согласно специальному «пророческому» уставу, — а к «трубному» служению допускались только священники самого высокого чина (из сынов Аарона), сравн.:
И сказал Господь Моисею, говоря: сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов; когда затрубят ими, соберется к тебе все общество ко входу скинии собрания... тревогу пусть трубят при отправлении их в путь; а когда надобно собрать собрание, трубите, но не тревогу; сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши; и когда пойдете на войну в земле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами, - и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших; и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, - и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш (Чис.10:1-10)
А поскольку все правила и уставы, в соответствии с которыми сыны Аарона должны были трубить в священные трубы, были уставами Божественными, — нет сомнений, что в каждом из поводов для применения «храмовых» труб помимо буквальных смыслов были прорисованы грядущие события новозаветных времен.
К особым «трубным» свидетельствам, предвозвещавшим времена Нового Завета, можно отнести:
- возвещение тревоги, которая служила сигналом для снятия станов (т.е. для отправления в путь по дороге спасения)
- призыв к Господу во время сражения (т.е. сигнал, созывающий на брань, начало которой было возвещено Новым Заветом и которая не похожа на земную брань, Еф.6:11-12)
- возвещение особых дней и праздников (т.е. свидетельство о переменах времен)
Кроме того, многие пророчества Ветхого Завета, в буквальном смысле никак не связанные с рукотворной скинией, также обращаются к образу труб, причем роль и значение этих «пророческих» труб в точности соответствует тем храмовым уставам, в соответствии с которыми совершалось трубное служение сынов Аарона.
Так, например, пророк Исаия свидетельствует о совершенно особенной «великой трубе», созывающей со всех краев земли священное торжественное собрание, где народ Божий будет представлен во всей возможной полноте (при том, что до этой «великой трубы» люди Божьи пребывали рассеянными по всей земле):
Но будет в тот день: Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме (Ис.27:12-13)
Очевидно, что собирающая воедино весь народ Божий «великая новозаветная труба» во многом соответствует образам «трубного» служения ветхозаветного священства. Однако возвещаемые Исаией события имеют не только особую значимость, но и вселенский масштаб, — а это означает, что речь в его пророчестве идет не о неких повторяющихся ритуальных действиях при рукотворной скинии, но об одном-единственном совершенно особенном дне «потрясения земли», при наступлении которого на горе Сион соберется до полноты торжественное собрание вселенской Церкви Христовой.
При этом весьма знаменательно, что наряду с описанными выше «священническими» трубами в некоторых ветхозаветных пророчествах был прорисован образ «трубы стража», также связанный с событиями грядущих новозаветных времен, сравн.:
Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: "не пойдем". И поставил Я стражей над вами, [сказав]: "слушайте звука трубы". Но они сказали: "не будем слушать". Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет (Иер.6:16-18)
А поскольку в ветхозаветные времена в Израиле было три власти, установленные свыше (священническая, пророческая и судейская/царская),
— образ «трубы стража» прорисовывает не что иное, как служение пророческое, которое поддерживает, продолжает и дополняет смыслы «трубного» служения ветхозаветных священников (также обязанных при необходимости трубить или сбор, или тревогу, или возвещать особые времена, Чис.10:1-28). Причем совокупность этих образов проходит через все книги Ветхого Завета единой иносказательно-пророческой смысловой линией, представляющей времена и события грядущего Совершенного Завета.
Так, например, в книге пророка Иезекииля «труба стража» выглядит так, что за ней практически буквально читаются новозаветные образы и смыслы, сравн.:
сын человеческий! изреки слово к сынам народа твоего и скажи им: если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмет из среды себя человека и поставит его у себя стражем; и он, увидев меч, идущий на землю, затрубит в трубу и предостережет народ; и если кто будет слушать голос трубы, но не остережет себя, - то, когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове. Голос трубы он слышал, но не остерег себя, кровь его на нем будет; а кто остерегся, тот спас жизнь свою (Иез.33:2-5)
Причем несмотря на то, что чуть далее «пророческим стражем» народа Израиля называется сам пророк Иезекииль («И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь... вразумлять их от Меня», Иез.33:7), христианам понятно, что Истинный Страж у дома Израильского был и есть только один, и что в новозаветные времена Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, не только созывает торжественное собрание горы Сион (т.е. «трубит священническими трубами»), — но, будучи Стражем народа Божьего, через «трубы» Божественного Откровения предостерегает уверовавших во всех народах о духовном мече суда и возмездия, грядущем на исполненный беззакониями поднебесный мир.
Более того, к ветхозаветным прообразам времен и событий Благовестия следует отнести и особый ежегодный праздник, упоминаемый в уставах Моисея как «день трубного звука»:
И в седьмой месяц, в первый [день] месяца, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; пусть будет [это] у вас день трубного звука (Чис.29:1)
А сразу же за днем трубного звука следовали весьма знаменательные десять дней покаяния, которые являются еще одним пророческим образом всей полноты новозаветных времен.
Но самое существенное значение для разумения «трубных» образов Св. Писания имеет то обстоятельство, что в ветхозаветные времена все «законные» власти Израиля венчала власть судейская и царская. Поэтому и у особых библейских труб есть еще один новозаветный смысл, в соответствии с которым Первосвященническая, Пророческая, Судейская и Царская миссии Спасителя в определенный момент соединятся в единое и совершенное целое, сравн.:
…так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим (Зах.6:12-13)
Причем «соединение всех священных властей» в итоге завершится «полным упразднением иных властей», а возвестит это событие совершенно особенная труба, именуемая в священных текстах не только «великой», но и «последней»:
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор.15:52)
А поскольку при звуке последней трубы для всей вселенной откроется полнота Господа и Спасителя не только как Первосвященника и Пророка (Стража) народа Израиля, но и как Высшего от Высших, Судии Неба и земли, Господа, Бога и Царя всей Вселенной, — эту трубу с полным правом можно именовать «царской», сравн.:
Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном. Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог - Царь всей земли; пойте все разумно (Пс.46:6-8)
Кроме того, в библейских свидетельствах о вселенских событиях, связанных с особыми небесными трубами, приоткрывается еще одна линия знаменательных пророческих смыслов.
Речь идет о том, что утверждение Нового Завета возвестило в том числе и «освобождение пленных», и «свободу для узников», сравн.:
ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное (Лк.4:18)
А события, связанные с освобождением подневольных и узников, не только приводят к логическому завершению библейские образы «рабства в Египте» и «плена в Вавилоне», но и указывают на совершенно особенные времена юбилея, когда в ветхозаветном Израиле не возделывали землю и «физически» освобождали всех пленных, рабов и узников, а проданная израильтянами земля должна была вернуться в то колено, которому она принадлежала по «изначальному» обетованию (уставы юбилейного года изложены в главах 25 и 27 книги Левит).
При этом народ Израиля обретал «свободу на земле» и «свободу от земли» по истечении каждых 49 лет (т.е. семи седмин, символа полноты времен), — а в десятый день седьмого месяца каждого сорок девятого года, в день священного собрания и очищения всего народа, «по всей земле» должна была вострубить особая труба, которая возвещала начало ожидаемого всем народом священного юбилея (Лев.25:8-10).
И в точности те же смыслы открываются в событиях ветхозаветного Исхода, когда при входе в землю обетованную при звуке семи юбилейных труб воинство Господа, коим являлся в то время народ Израиля, семь дней в полном молчании обходило стены города Иерихона (Ис.Нав.6:1-9), свидетельствуя о приближении особого дня, который можно назвать «днем падения великих стен» (т.е. возвещая день суда и возмездия, когда упразднятся власти и силы «сего века», а вселенское царство нечестия будет разрушено и уничтожено), сравн.:
Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен (Соф.1:14-16)
Поэтому когда в седьмой день, после шести дней особого «пророческого молчания», при звуке седьмой юбилейной трубы и громком возгласе всего народа неприступные стены «буквального» Иерихона обрушились без какого-либо видимого воздействия, — в этом событии был явлен предначертательный образ грядущего падения мирового царства нечестия, в результате чего будут окончательно разрушены узы греха и смерти и совершится полное освобождение «рабов» и «пленных» в масштабах всей вселенной.
(О подобном вселенском событии свидетельствует и ап. Павел в Первом послании к Фессалоникийцам. Причем если пророк Софония наблюдает события последних времен как бы «издалека», и связывает «день великой трубы» с такими понятиями как «день Господа», «день гнева», и «день… бранного крика», — то ап. Павел прямо и недвусмысленно представляет «великую трубу Божью» символом и знамением Второго Пришествия Спасителя: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба», 1 Фес.4:16)
Таким образом, можно утверждать, что различные «трубные» образы из книг Ветхого и Нового Заветов имеют единый собирательный смысл, в соответствии с которым последняя «юбилейная» труба и «вселенский» глас Архангела (вождя воинства Господнего, Иис.Нав.5:14-15) возвестят окончание знаменательного «иерихонского» молчания (т.е. времен еще не совершившейся тайны), — а наступивший при этом «вселенский юбилей» окончательно освободит спасенное человечество от уз греховной плоти и от заключения «за стенами тления»:
Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор.15:50-53)
И такая же смысловая панорама прорисована в видении семи «вострубивших» Ангелов, явленном тайнозрителю книги Откровение. Ведь непосредственно перед тем, как на арене событий появляются семь Ангелов с трубами, на небе воцаряется особое «иерихонское безмолвие» (Откр.8:1-2), — а по совершении событий, связанных с первыми шестью трубами, при седьмой трубе и гласе Архангела уходит в небытие мировой «Вавилон-Иерихон-Египет», удерживающий людей в духовном плену и в узах греховной плоти:
но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам (Откр.10:7)
Другими словами, многие иносказательные смыслы, связанные с различными библейскими трубами, указывают на то, что семь труб книги Откровение трубят под стенами мирового царства нечестия.
В новозаветном собирательном смысле эти небесные трубы являются одновременно и «священническими», и «пророческими», и «юбилейными».
А при «царской» седьмой трубе, которая возвестит конец времен и полноту Церкви Христовой, падут все земные царства, именуемые в Св. Писании и Содомом, и Египтом, и Вавилоном, и Иерихоном, и т.д., — и воцарится Царь Царей и Господь Господствующих (Откр.17:14, Откр.19:16), наш Господь и Спаситель, Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Иносказательные смыслы библейского образа «гор» и «высот»
Предыдущая статья: Как выглядит в наше время главное библейское знамя?
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #в чем пророческий смысл ветхозаветного праздника дня трубного звука #в какой день трубили в юбилейные трубы #что означают семь труб под стенами Иерихона #при последней трубе и гласе Архангела Сам Господь сойдет с неба, 1 Фес.4:16