Образ двух гор в видениях пророка Иезекииля

Видения пророка Иезекииля, в которых прорисован еще один знаменательный образ двух «духовных» гор, начинаются с того, что пророк описывает нечто подобное славе Господней, которая восседает на «подобии небесного престола» (Иез.1:26Иез.2:1). Причем «подобие славы Господней» открывается пророку в образе человека, возвышающегося над херувимами, что указывает на грядущее прославление Сына Человеческого и в точности соответствует мессианским свидетельствам пророка Исайи и ап. Павла, сравн.:

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]… (Ис.40:3-5)

Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию (Ис.60:1-3)

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте (Евр.1:3)

А далее пророк Иезекииль видит «славу Бога Израилева» у северных ворот внутреннего двора рукотворного иерусалимского храма (т.е. со стороны жертвенника для всесожжений), где в то же самое время находится некий «идол ревности»:

И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование. И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле (Иез.8:3-4)

Современная реконструкция храма Соломона и его внутреннего двора (храм был ориентирован по направлению «запад-восток», и имел вход с востока, а медное море и медный жертвенник располагались по линии «юг-север»)
Современная реконструкция храма Соломона и его внутреннего двора (храм был ориентирован по направлению «запад-восток», и имел вход с востока, а медное море и медный жертвенник располагались по линии «юг-север»)

При этом в пророческих панорамах двух «вселенских» гор, одна из которых соответствует горе Гевал и жертвеннику всесожжения, а другая горе Гаризим и медному морю, именно на северной стороне «долины собрания народа» расположена гора Гевал, где Иисус Навин устроил особый жертвенник из двенадцати камней с написанными на них заповедями закона. И поскольку именно закон заповедей выступал в ветхозаветные времена «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24-25), — пребывание «подобия славы Господней» у идола ревности при жертвеннике всесожжения (т.е. «на горе Гевал», от которой возвещались проклятия за нарушение закона), описанное в книге Иезекииля, соответствует ветхозаветному этапу Божественного Домостроительства, то есть тому времени, когда образ славы Божией был представлен законом заповедей для плоти, а иносказательно — «идолом ревности» (сравн. – «а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона», Гал.3:10).

А затем пророк становится свидетелем того, как слава Господня отдаляется от северных ворот и от «идола ревности» и сходит с Херувимов и с Небесного престола к порогу храма, так что весь внутренний двор скинии наполняется чудесным сиянием (Иез.9:3, Иез.10:4), — и в этих событиях прорисован уже новозаветный этап Божественного Домостроительства, когда «свет пришел в мир» и лишил силы ветхозаветного «идола ревности», Ин.12:46, сравн.:

…внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете (Мал.3:1)

…закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим.8:2)

Причем схождение славы Господней к порогу храма самым очевидным образом связано с совершающимся на земле «запечатлением верных»:

И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак (Иез.9:3-4)

И буквально тут же Иезекииль свидетельствует о суде над беззаконием и нечестием, который открывается ему в образе «казней», потрясающих земной город Иерусалим. Причем в преддверии этого суда от северных ворот храмового двора, где располагался «идол ревности», к медному жертвеннику (т.е. к жертвеннику всесожжения) подходят шесть «карателей» (образ шести «гевальских» колен Израиля, см. предыдущую публикацию), каждый со своим «губительным орудием» (Иез.9:1). Однако они не вершат немедленный суд над городом, исполненным мерзостями, но, стоя у медного жертвенника (т.е. «на горе Гевал»), ожидают, пока «человек в льняной одежде» (т.е. в священническом облачении, Иез.9:1-3) отметит «скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях» людей особым знаком (Иез.9:4), — а именно новозаветной духовной печатью, которая, как и в соответствующем образе из книги Откровение, полагается человеку на чело (Иез.9:4, сравн. – «…не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего», Откр.7:2-3).

И только после того, как человек в льняной одежде проходит город и исполняет возложенную на него спасительную миссию, — шесть служителей с «губительными орудиями» истребляют в «великом городе» всех укрывающихся там беззаконников:

…идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите (Иез.9:5)

Более того, в этих же событиях человек в льняной одежде «собственноручно» приносит на землю священный огонь, взятый «между Херувимами», то есть непосредственно от Небесного Престола:

И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними. И говорил Он человеку, одетому в льняную одежду, и сказал: войди между колесами под Херувимов и возьми полные пригоршни горящих угольев между Херувимами, и брось на город; и он вошел в моих глазах... И когда Он дал повеление человеку, одетому в льняную одежду, сказав: "возьми огня между колесами, между Херувимами", и когда он вошел и стал у колеса, - тогда из среды Херувимов один Херувим простер руку свою к огню, который между Херувимами, и взял и дал в пригоршни одетому в льняную одежду. Он взял и вышел (Иез.10:1-7)

Причем весьма знаменательно, что представляющие Небесный престол Херувимы, на которых с самого начала «храмовых» видений пребывала слава Господня, к моменту «схождения небесного огня» пребывают уже в новозаветном положении, «по правую сторону дома», с южной стороны внутреннего двора (т.е. у источника «горы Гаризим»), — и именно от этого благодатного места слава Господня «поднимается с Херувима» и наполняет весь дом и весь внутренний двор:

Херувимы же стояли по правую сторону дома, когда вошел тот человек, и облако наполняло внутренний двор. И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа… (Иез.10:3-4)

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Пророчества Иезекииля в свете Откровения Иоанна Богослова

Предыдущая статья: Символизм двух гор в Св. Писании. Гевал и Гаризим

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #храмовые видения пророка Иезекииля #видение славы Господней над херувимами, Иез.1, Иез.10 #что означает идол ревности, Иез.8:3-5 #человек в льняной одежде с прибором писца налагает знак на чело, Иез.9:3-4 #образ шести карателей в книге пророка Иезекииля, Иез.9:1-2