Найти в Дзене

Где и почему звучат семь труб семи Ангелов (Откр.8:1-2)?

Оглавление

.

.

До снятия Божественным Агнцем последней небесной печати свидетельства Откровения открывались тайнозрителю последовательно и поступательно, поэтому особых сложностей в понимании того, что за чем следует, практически не возникало. Однако начиная с восьмой главы пророческие панорамы начинают пересекаться и частично накладываться друг на друга, а количество таких эпизодов постепенно умножается, — так что разделять образные события на «последовательные» и «параллельные», оставаясь при этом в рамках единой смысловой линии, становится все труднее.

Более того, события под седьмой печатью вызывают недоумение даже у серьезных исследователей и богословов. Так, например, У. Баркли в комментариях к восьмой главе высказывает предположение, что ее второй стих (т.е. видение семи Ангелов с трубами) стоит не там, где ему положено: «Стих 2, где речь идет о семи ангелах с семью трубами, совершенно очевидно, не на своем месте. В том виде, как он здесь стоит, он нарушает смысл отрывка, и он должен идти непосредственно перед 8:7; вероятно, это ошибка переписчика» (конец цитаты).

Тем не менее, насколько бы сложными не выглядели в глазах тех или иных исследователей образы и события восьмой главы, никаких «технических» ошибок в каноническом тексте нет. А столь рискованное предположение со стороны достаточно авторитетного богослова есть следствие того, что снятие шести печатей, описанное в предыдущем сюжете (т.е. в главах 5 и 6), осознанно или неосознанно воспринимается У. Баркли (и не только им) в качестве «стартового сигнала» для связанных с этими печатями событий. И поскольку разделяющие такое убеждение толкователи уверены, что ничто не могло совершиться до того момента, пока с Небесной книги не была снята соответствующая печать, — каждый из них неизбежно приходит к выводу, что события под последними печатями должны происходить позже, чем то, что было сокрыто под «более ранними» печатями.

Однако, как уже неоднократно отмечалось в предыдущих публикациях, снятие печатей по существу представляет собой раскрытие в собрании святых ведомых только Вседержителю сокровенных смыслов, — а к сокрытому до дарования Церкви Новозаветного Откровения относилось не только будущее, но и прошлое, и настоящее. Поэтому по мере снятия небесных печатей соделывается явной не только и не столько временна́я последовательность земных событий, сколько всеобъемлющая суть Божественного Замысла, охватывающего все времена Новозаветного Домостроительства, так что образы и сюжеты под разными печатями не «сменяют», а дополняют друг друга, приоткрывая различные аспекты величайших Божественных тайн и собираясь к седьмой печати в единую глобальную панораму новозаветной духовной реальности.

Другими словами, строгая временная последовательность и «земные» причинно-следственные связи сохраняются только в образных панорамах, открывающихся тайнозрителю под каждой отдельной печатью.

Но совокупность всех небесных печатей представляет не «череду», а «полноту» событий Нового Завета, то есть и прошлое, и настоящее и будущее земли и неба.

Соответственно, то обстоятельство, что все без исключения «трубные» образы открываются под последней седьмой печатью, не означает, что события под первой, второй и т.д. трубами следует относить к тем временам, когда совершатся и завершатся события, явленные под предыдущими шестью печатями.

В образах под седьмой печатью прорисована самостоятельная законченная панорама совершения Божественного Замысла в масштабе всего мира и всей вселенной, — и эта пророческая панорама никак не зависит от тех образов и видений, которые открывались тайнозрителю Откровения под первыми шестью печатями.

Более того, есть основания утверждать, что события семи труб имеют в точности те же смыслы, что и те события, которые открывались тайнозрителю под предыдущими шестью печатями (при том, что особая символика библейских труб предполагает иные формы представления этих смыслов).

Так или иначе, несмотря на то, что явление семи вострубивших Ангелов выглядит «связанным» со снятием последней небесной печати, — в разговоре о единых новозаветных смыслах книги Откровение события семи труб следует рассматривать в качестве отдельного и самостоятельного евангельского сюжета, облеченного в «собственные» образы прошлого, настоящего и будущего.

.

...............................................................................................................................................

.

И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб (Откр.8:1-2)

.

Очевидно, что со снятием последней седьмой печати глобальная панорама новозаветных событий должна приобрести единый и законченный вид, то есть открыться до конца, сформироваться и исполниться. Поэтому один из самых важных вопросов, связанных с седьмой печатью, звучит так: что и почему может одновременно и начинаться (ведь далее последуют «семь труб»), и завершаться (ведь эта печать последняя) не словами и действиями, но полным безмолвием?

Например, в самом общем смысле молчанием может завершаться некая законченная речь. Причем если после того, как сказано нечто важное, в среде присутствующих воцаряется всеобщее молчание, это означает, что сказанного достаточно, а дополнений, возражений и апелляций ни от кого не последует (т.е. все возвещенные определения приняты ими как необратимые и непреложные).

Соответственно, в этом смысле «безмолвие на небе» может восприниматься как знак полного небесного согласия, а также в качестве свидетельства, что Божественное Откровение, которое было «запечатано» до времени в Небесной книге, отныне открыто всей Новозаветной Церкви, а Божественный план по спасению человечества достиг пророческой полноты и логической завершенности.

Однако ограничивать образ совершенно особенного «небесного безмолвия» только этими смыслами было бы неверно. Ведь если под главной небесной тайной подразумевается Божественный Замысел по спасению человечества и обновлению вселенной, — череда событий, «устрояющих мир» (Еф.2:15), должна завершиться неким особым созидательным действием, в результате которого все то, что было предопределено ранее, обретет качество и состояние, соответствующее понятию «совершилось» (сравн. — «…и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!», Откр.16:17).

А это означает, что безмолвие седьмой печати отнюдь не «бессловесное», — и что этот образ указывает на прямую пророческую связь между семью небесными трубами и семикратным обходом города Иерихона, после завершения которого «стены нечестия» были полностью разрушены, а воинство Господа одержало полную и окончательную победу.

Другими словами, знаменательное небесное безмолвие уподобляет ветхий мир «укрепленному граду беззакония», а Ангелов с семью трубами — святому Небесному воинству, которое в соответствии с ветхозаветными прообразами будет обходить этот город с юбилейными трубами в течение одной «пророческой» (т.е. не астрономической, а смысловой) седмины (сравн. – Ис.Нав.6:1-9).

А как только стены и башни «мирового Иерихона» будут разрушены, — для народа Божьего откроется Вечное Благословенное Царство, в котором воплотится вся полнота новозаветных обетований.

(Здесь можно отметить, что новозаветные «иерихонские» трубы исчисляют время не прямым, а обратным отсчетом, не прибавляя год к году, но возвещая миру нечестия, что отпущенное ему время истекает от трубы к трубе как песок в песочных часах. И только после того, как «земля и все дела на ней сгорят», 2 Пет.3:10, а для верных откроется полнота новозаветных обетований, ход времен вновь потечет в будущее и растворится в Божественной вечности.

Так что в этом смысле особое «иерихонское» безмолвие соответствует глобальному и необратимому «повороту времен», низлагающему и возможность, и саму идею установления «обетованных царств» на ветхой земле, — и свидетельствует всему поднебесному миру, что он неуклонно приближается к собственной погибели)

Так или иначе, уже в самом факте установления на небе загадочного, но «говорящего» безмолвия, приоткрывается не столько локальная тайна последней седьмой печати, сколько завершенность Божественного Замысла в отношении всего ветхого мира и всего спасенного человечества, свидетельствующая о том, что после раскрытия Агнцем великой небесной книги ход времен день за днем неуклонно приближает «падение Иерихона», Второе Пришествие Спасителя и Суд Божий над живыми и мертвыми (Деян.10:42-43, 1 Пет.4:5-6, 2 Тим.4:1 и т.д.).

Таким образом, видение семи Ангелов с небесными трубами отчасти связно с предыдущими сюжетами и приводит всю череду новозаветных событий к единому и общему завершению, однако обращается к иным ветхозаветным образам и прорисовывает новые для книги Откровение иносказательные свидетельства.

(На этот аспект обращает внимание и проф. Лопухин: «Но Иоанн уже не упоминает более ни о животных, ни о старцах, ни о светильниках, их уже не было пред взором Иоанна»)

Соответственно, если представленные в предыдущих главах небесные видения опирались в первую очередь на «храмовые» образы Пятикнижия и на книгу пророка Захарии, — то в главах 8 и 9 книги Откровение в качестве предначертательных образов новозаветной реальности выступают пророческие свидетельства из книг Иисуса Навина, Иезекииля и Иоиля.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Ангел с золотой кадильницей и сошествие небесного огня на жертвенник всесожжения (Откр.8:3-6)

Предыдущая статья: Снятие седьмой печати и молчание на небе (Откр.8:1)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса, Откр.8:1 #И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб, Откр.8:2 #семь небесных труб разрушают мировой иерихон