Риск пищевой зависимости выше у людей, которые предпочитают краткосрочное планирование, живут сегодняшним днем или воспоминаниями о прошлом. Об этом со ссылкой на исследование ученых Вятского государственного университета рассказывают РИА Новости.
Важным термином для исследования стало понятие "психологическая временная перспектива". Оно подразумевает зацикленность на собственном будущем, настоящем или прошлом. В зависимости от того, к какому типу временной перспективы относится человек, формируется его поведение. Также это помогает определить уровень психологического благополучия или свидетельствовать о некоторых расстройствах.
Таким образом, российские специалисты вместе с учеными ВятГУ пытались понять, как менялась зависимость от еды людей с разными типами временной перспективы в период изоляции и пандемии COVID-19.
"Мы предположили, что в условиях пандемии люди с "будущей" временной перспективой не будут подвержены риску формирования зависимости, в отличие от тех, кто сфокусирован только на настоящем или негативном прошлом. Эти категории людей показали заметный рост пищевой зависимости в период изоляции. Практический вывод из исследования для простых людей можно сформулировать следующим образом: стройте долгосрочные планы на свою жизнь – это залог вашего психологического благополучия", – пояснил руководитель проекта, старший научный сотрудник Института физиологии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар) Михаил Борисенков.
Анализ данных опроса впервые позволил ученым описать связь между двумя понятиями и сделать следующий вывод: чем дальше горизонт планирования личности, тем ниже риск пагубных привычек. Когда человек ориентируется на свое будущее, то распределяет внимание между тремя аспектами психологического времени – прошлым, настоящим и будущим, а, следовательно, имеет меньше негативных зависимостей.
Так, по данным ученых, в период изоляции пищевую зависимость выявляли на 68% чаще. Кроме того, был зафиксирован рост частоты интернет-зависимости, а также зависимости от алкоголя и наркотиков.
Эксперты ВятГУ уточнили, что результаты исследования имеют большое научное значение для исследования, профилактики и методах психологической терапии расстройств пищевого поведения.
Исследование проводилось учеными государственного университета Кирова (ВятГУ), института физиологии в Сыктывкаре, федерального университета в Екатеринбурге (УрФУ), медицинского университета Тюмени (ТюмГМУ), а также специалистами тюменского кардиологического научного центра.