Сегодняшний выпуск посвящен сразу двум советским автомобилям, у которых есть кое-что общее – это легковушки, серийное производство которых началось 19 апреля. Первой – в 1956 году, второй – в 1970-м, первым был Москвич 402, второй – ВАЗовская «Копейка», на которой многие из нас, уверен, успели поезидить.
Москвич 402 модели стал первенцем второго поколения московских малолитражек, и первой собственной разработкой наших инженеров, ведь до этого МЗМА выпускал клон довоенного Опель – Кадет, а еще раньше была попытка поставить на конвейер «КИМ», который во многом напоминал британский Ford Prefect.
Для середины пятидесятых московская малолитражка даже по западным меркам была современной машиной, но было у неё одно слабое место – двигатель. Устаревшей конструкции нижнеклапанный мотор мощностью 35 л.с. был слишком слабым для этой машины, и по сути представлял собой модернизированный вариант 401 мотора.
Недостаток мощности сказывался не только на низкой динамике и максимальной скорости машины в 105 км/час. Двигатель, работавший в полную силу почти на всех режимах движения, быстро перегревался. Новый карбюратор К-44 тоже оставлял желать лучшего.
Москвич 402 считался переходной моделью, и в производстве он продержался недолго, уже в 1958-м его сменил Москвич 407. Общий тираж 402 модели составил около 87.5 тысяч экземпляров, поэтому до наших времён уцелело немного таких машин, а с родным мотором и вовсе единицы. Именно они сегодня являются настоящей ценностью для коллекционеров.
Перейдем теперь ко второй машине, ставшей по настоящему легендарной среди советских автолюбителей. Первые серийные ВАЗ 2101 покинули сборочный цех Волжского автозавода 19 апреля 1970 года. Первые машины еще называли итальянками, потому как собирались они под контролем итальянских специалистов, с применением некоторых наименований импортных комплектующих. В основном это касалось электрооборудования.
Бытует устойчивое мнение, что ВАЗ 2101 почти полная копия Фиат-124, но на самом деле это не так. Там была масса отличий, о которых я рассказывал ранее, но «Копейка» сохранила облик Фиата, поэтому некоторая «иномарочность» в ней присутствовала, и была весомым аргументом в вечных гаражных спорах между владельцами Москвичей и Жигулей на предмет чья же машина лучше.
ВАЗ 2101 продержался на конвейере 18 лет, производство завершилось лишь в 1988 году, но и в наши дни в глубинке еще встречаются «Копейки», которые до сих пор служат машиной на каждый день.
Кстати, друзья, в этот день хороший повод вспомнить о собственных воспоминаниях о «Жигулях» первой модели, делитесь ими в комментариях. Если за рулём оригинального 402-го кто-то еще побывал, особенно делитесь впечатлениями.