Эта публикация посвящена зарождению велосипедной культуры в одном из губернских центров Императорской России – в городе Владимире и охватывает период с 1880-х до конца 1910-х годов.
В качестве пролога, расскажу следующий факт: по состоянию на 1898 год в Российской Империи насчитывалось 106 обществ, клубов и кружков, объединявших любителей велосипеда. Кроме того, существовало более сотни иных спортивных объединений, в числе прочих видов спорта культивировавших и велосипедный. В коллекции Веломузея в настоящее время собрано большое количество редчайших материалов, касающихся деятельности российских велосипедных обществ и клубов. Это - официальные документы, образцы деловой переписки, печатные издания вело-клубов, удостоверения и нагрудные знаки членов этих корпораций и многое другое.
По достаточно достоверным данным, первый велосипед появился в губернском городе Владимире в 1885 году. Кто именно из жителей города владел эти железным конем, пока установить не удалось. Круг возможных владельцев первого велосипеда достаточно узок - ведь веломашина в те годы стоила целое состояние - около 500 рублей. К началу 1890-х годов количество увлеченных значительно выросло и образовался кружок энтузиастов, ратовавших за получение официального статуса. В результате их усилий 17 апреля 1892 года был утвержден устав Владимирского Общества Велосипедистов. В состав корпорации вошли многие известные и уважаемые в городе люди: владимирский прокурор, известный общественный деятель Кирилл Кириллович Черносвитов, купец Федор Васильевич Муханов, директор Мальцовского ремесленного училища В.И. Органов и другие. Председателем Общества выбрали купца Владимира Михайловича Тарасова. Целью новорожденной корпорации, как и других подобных объединений было распространение знаний о велосипедной езде, совместные поездки, организация культурного досуга, спортивные занятия, помощь велосипедистам в получении разрешения для езды по городу и прочее.
15 февраля 1896 года не без участия энтузиастов из числа членов Общества Велосипедистов, вышло в свет постановление Владимирской Городской Думы, регулирующее порядок движения по городским улицам на велосипеде. В последующие годы оно неоднократно дополнялось и совершенствовалось с целью увеличения безопасности городского движения и удобства в первую очередь пешеходов. Общих правил движения, действующих на всей территории Российской Империи, тогда не существовало и этот вопрос относился к компетенции городских властей. «Обязательное постановление о езде на автоматических экипажах по г. Владимиру» стало первым документом, регламентирующим ПДД в этом городе, причем, в число «автоматических экипажей» входили велосипеды, мотоциклеты и автомобили. Интересно, что за городскими пределами эти правила не действовали и носили рекомендательный характер. Приведу некоторые пункты «Постановления»… Обгоняя пешехода или попутный экипаж, велосипедист должен был заблаговременно подать звонком сигнал, а потом уже совершать манёвр. В местах большого скопления народа или экипажей велосипедист был обязан остановиться и вести машину в руках. В случае беспокойства лошадей, велосипедист также должен был сойти с велосипеда и «по возможности скрыть машину от лошади». Езда разрешалась не по всем улицам города и безусловно запрещалась езда по тротуарам. Каждый экипаж (а также и велосипед) должен был иметь звуковой сигнал и фонарь, зажженный в темное время суток.
Все велосипеды подлежали регистрации, причем велосипедист должен был получить «Билет на право езды по городу», предварительно сдав экзамен на умение ездить и знание всех пунктов «Постановления». Заплатив пошлину, которая шла в городскую казну, владелец машины получал регистрационный номер или «жестянку», как их именовали в обиходе. «Билет» и номерной знак выдавались сроком на один год. Билет можно было продлить, а жестянку следовало ежегодно получать новую. Номера разных лет отличались по форме или цвету – с тем, чтобы чинам полиции удобнее было издалека определять, «свежий» ли номерок на велосипеде.
Нарушители этих правил, конечно же, были – ездили, бывало, с просроченной регистрацией, без звонков и фонарей, катались по тротуарам… Их наказывали не только штрафами и домашним арестом, но и публичным порицанием – через публикации в городских газетах, (к примеру, во «Владимирце»), что зачастую было более эффективно. Случались также и дорожные инциденты, в которых страдали велосипедисты – столкновения с извозчиками, падения из-за плохого состояния дорог и т.п. В первое десятилетие существования Общества Велосипедистов, состязания проводились на городском беговом ипподроме. Они пользовались большим успехом – на такое зрелище собирались не только поклонники велосипедной езды, но и простые горожане – поглазеть и «поболеть» за фаворитов. В 1903 году правление Владимирского Общества Велосипедистов обратилось в Городскую Думу с просьбой сдать в аренду участок земли для устройства велодрома. Дума постановлением от 9 июля 1903 года дала разрешение на аренду обществом площадки в нижней части Пушкинского бульвара сроком на 12 лет. Участок был распланирован, организована овальная беговая дорожка и построен небольшой павильон. На велодроме с успехом проводились занятия по обучению велосипедной езде, спортивные состязания и увеселительные мероприятия. В 1906 году деятельность Общества стала угасать – после первой Революции 1905 года многие велосипедные корпорации в России прекратили свое существование или же превратились в спортивные клубы. Эта тенденция объясняется, как ни странно, массовым распространением велосипеда – веломашина перестала быть диковинкой и уделом немногих; информация о велосипедной езде стала широко распространяться, соответственно необходимость объединения ради общения и получения такой информации отпала. С ослаблением активности Владимирского Общества Велосипедистов популярность велосипедной езды в городе отнюдь не угасла.
В 1903 году во Владимире насчитывалось ровно 120 лиц, официально получивших разрешение на езду на велосипедах по городским улицам, (при общей численности населения около 30000 человек). Затем численность велосипедистов неуклонно росла – в 1913 году было зарегистрировано более 350 велосипедов, а в 1914-м - уже свыше 400. Жители Владимира могли приобрести велосипеды как в имеющихся в городе нескольких торговых заведениях, так и выписать по каталогам из крупных столичных и московских магазинов. Причем торговля велась также и с рассрочкой платежа, что облегчало возможность покупки.
В коллекции Веломузея хранится несколько наградных жетонов Владимирского Общества Велосипедистов, а также "Билет на право езды по городу Владимиру на сезон 1916 года"; имеется несколько велосипедных номерных знаков и даже афиша велосипедных состязаний.
Посмотрите материалы, посвященные велосипедному делу Российской Империи: