Найти тему
Андрей Мятиев

Велосипедная культура в дореволюционном Владимире. По материалам коллекции Веломузея.

Эта публикация посвящена зарождению велосипедной культуры в одном из губернских центров Императорской России – в городе Владимире и охватывает период с 1880-х до конца 1910-х годов.

В качестве пролога, расскажу следующий факт: по состоянию на 1898 год в Российской Империи насчитывалось 106 обществ, клубов и кружков, объединявших любителей велосипеда. Кроме того, существовало более сотни иных спортивных объединений, в числе прочих видов спорта культивировавших и велосипедный. В коллекции Веломузея в настоящее время собрано большое количество редчайших материалов, касающихся деятельности российских велосипедных обществ и клубов. Это - официальные документы, образцы деловой переписки, печатные издания вело-клубов, удостоверения и нагрудные знаки членов этих корпораций и многое другое.

Наградной жетон Владимирского Общества Велосипедистов - "3-й приз" за соревнования 1893 года. Серебро, эмаль. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Наградной жетон Владимирского Общества Велосипедистов - "3-й приз" за соревнования 1893 года. Серебро, эмаль. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

По достаточно достоверным данным, первый велосипед появился в губернском городе Владимире в 1885 году. Кто именно из жителей города владел эти железным конем, пока установить не удалось. Круг возможных владельцев первого велосипеда достаточно узок - ведь веломашина в те годы стоила целое состояние - около 500 рублей. К началу 1890-х годов количество увлеченных значительно выросло и образовался кружок энтузиастов, ратовавших за получение официального статуса. В результате их усилий 17 апреля 1892 года был утвержден устав Владимирского Общества Велосипедистов. В состав корпорации вошли многие известные и уважаемые в городе люди: владимирский прокурор, известный общественный деятель Кирилл Кириллович Черносвитов, купец Федор Васильевич Муханов, директор Мальцовского ремесленного училища В.И. Органов и другие. Председателем Общества выбрали купца Владимира Михайловича Тарасова. Целью новорожденной корпорации, как и других подобных объединений было распространение знаний о велосипедной езде, совместные поездки, организация культурного досуга, спортивные занятия, помощь велосипедистам в получении разрешения для езды по городу и прочее.

Наградной жетон Владимирского Общества Велосипедистов, выданный лучшему ездоку  Общества за сезон 1893 года. Серебро, эмаль. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Наградной жетон Владимирского Общества Велосипедистов, выданный лучшему ездоку Общества за сезон 1893 года. Серебро, эмаль. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

15 февраля 1896 года не без участия энтузиастов из числа членов Общества Велосипедистов, вышло в свет постановление Владимирской Городской Думы, регулирующее порядок движения по городским улицам на велосипеде. В последующие годы оно неоднократно дополнялось и совершенствовалось с целью увеличения безопасности городского движения и удобства в первую очередь пешеходов. Общих правил движения, действующих на всей территории Российской Империи, тогда не существовало и этот вопрос относился к компетенции городских властей. «Обязательное постановление о езде на автоматических экипажах по г. Владимиру» стало первым документом, регламентирующим ПДД в этом городе, причем, в число «автоматических экипажей» входили велосипеды, мотоциклеты и автомобили. Интересно, что за городскими пределами эти правила не действовали и носили рекомендательный характер. Приведу некоторые пункты «Постановления»… Обгоняя пешехода или попутный экипаж, велосипедист должен был заблаговременно подать звонком сигнал, а потом уже совершать манёвр. В местах большого скопления народа или экипажей велосипедист был обязан остановиться и вести машину в руках. В случае беспокойства лошадей, велосипедист также должен был сойти с велосипеда и «по возможности скрыть машину от лошади». Езда разрешалась не по всем улицам города и безусловно запрещалась езда по тротуарам. Каждый экипаж (а также и велосипед) должен был иметь звуковой сигнал и фонарь, зажженный в темное время суток.

Регистрационный номер, выданный Владимирской Городской Управой на сезон 1912 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Регистрационный номер, выданный Владимирской Городской Управой на сезон 1912 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Все велосипеды подлежали регистрации, причем велосипедист должен был получить «Билет на право езды по городу», предварительно сдав экзамен на умение ездить и знание всех пунктов «Постановления». Заплатив пошлину, которая шла в городскую казну, владелец машины получал регистрационный номер или «жестянку», как их именовали в обиходе. «Билет» и номерной знак выдавались сроком на один год. Билет можно было продлить, а жестянку следовало ежегодно получать новую. Номера разных лет отличались по форме или цвету – с тем, чтобы чинам полиции удобнее было издалека определять, «свежий» ли номерок на велосипеде.

Регистрационный номер, выданный Владимирской Городской Управой на сезон 1917 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Регистрационный номер, выданный Владимирской Городской Управой на сезон 1917 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Нарушители этих правил, конечно же, были – ездили, бывало, с просроченной регистрацией, без звонков и фонарей, катались по тротуарам… Их наказывали не только штрафами и домашним арестом, но и публичным порицанием – через публикации в городских газетах, (к примеру, во «Владимирце»), что зачастую было более эффективно. Случались также и дорожные инциденты, в которых страдали велосипедисты – столкновения с извозчиками, падения из-за плохого состояния дорог и т.п. В первое десятилетие существования Общества Велосипедистов, состязания проводились на городском беговом ипподроме. Они пользовались большим успехом – на такое зрелище собирались не только поклонники велосипедной езды, но и простые горожане – поглазеть и «поболеть» за фаворитов. В 1903 году правление Владимирского Общества Велосипедистов обратилось в Городскую Думу с просьбой сдать в аренду участок земли для устройства велодрома. Дума постановлением от 9 июля 1903 года дала разрешение на аренду обществом площадки в нижней части Пушкинского бульвара сроком на 12 лет. Участок был распланирован, организована овальная беговая дорожка и построен небольшой павильон. На велодроме с успехом проводились занятия по обучению велосипедной езде, спортивные состязания и увеселительные мероприятия. В 1906 году деятельность Общества стала угасать – после первой Революции 1905 года многие велосипедные корпорации в России прекратили свое существование или же превратились в спортивные клубы. Эта тенденция объясняется, как ни странно, массовым распространением велосипеда – веломашина перестала быть диковинкой и уделом немногих; информация о велосипедной езде стала широко распространяться, соответственно необходимость объединения ради общения и получения такой информации отпала. С ослаблением активности Владимирского Общества Велосипедистов популярность велосипедной езды в городе отнюдь не угасла.

«Билет на право езды по городу», выданный Владимирской Городской Управой на сезон 1916 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Билет на право езды по городу», выданный Владимирской Городской Управой на сезон 1916 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1903 году во Владимире насчитывалось ровно 120 лиц, официально получивших разрешение на езду на велосипедах по городским улицам, (при общей численности населения около 30000 человек). Затем численность велосипедистов неуклонно росла – в 1913 году было зарегистрировано более 350 велосипедов, а в 1914-м - уже свыше 400. Жители Владимира могли приобрести велосипеды как в имеющихся в городе нескольких торговых заведениях, так и выписать по каталогам из крупных столичных и московских магазинов. Причем торговля велась также и с рассрочкой платежа, что облегчало возможность покупки.

В коллекции Веломузея хранится несколько наградных жетонов Владимирского Общества Велосипедистов, а также "Билет на право езды по городу Владимиру на сезон 1916 года"; имеется несколько велосипедных номерных знаков и даже афиша велосипедных состязаний.

Посмотрите материалы, посвященные велосипедному делу Российской Империи:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Афиша состязаний велосипедистов и мотористов (мотоциклистов), организованных Владимирским Обществом Велосипедистов 23 мая 1904 года на городском ипподроме. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Афиша состязаний велосипедистов и мотористов (мотоциклистов), организованных Владимирским Обществом Велосипедистов 23 мая 1904 года на городском ипподроме. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Афиша состязаний велосипедистов и мотористов (мотоциклистов), организованных Владимирским Обществом Велосипедистов 23 мая 1904 года на городском ипподроме. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Афиша состязаний велосипедистов и мотористов (мотоциклистов), организованных Владимирским Обществом Велосипедистов 23 мая 1904 года на городском ипподроме. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.