Сегодня поговорим о том, для чего нужны тормоза в нашей жизни.
А ведь действительно для чего? Все говорят движение – это жизнь. И правда если не будет движения, то все живое погибнет. Начиная от нейронов и кончая галактикой, а может и более все движется. Но в жизни, увы надо останавливаться или замедлять движение.
Тем более это актуально на железнодорожном транспорте, который находится как бы в середине между авиационным и водным видами. В авиации скорости огромные, но вес самолета небольшой. В водном – наоборот скорость небольшая, веса огромные. Так севший на мель в Суэцком канале в марте 2021 года контейнеровоз Ever Given мог перевозить 20 тысяч контейнеров.
На железнодорожном транспорте нет такой скорости как в воздушном транспорте, да и веса не такие как на водном транспорте.
Так в грузовом виде движения поезда весом до 6000 тонн могут двигаться со скоростями до 90 км/ч, а пассажирские поезда движутся как правило со скоростями до 120 км/ч.
В процессе движения возникает необходимость снижать скорость или останавливать поезд. Как это сделать много ума не надо. Просто нужно что-то прижать к вращающему колесу для создания трения, назвали тормозной колодкой, и выполнить необходимое торможение. Вот и всё.
Сказать легко, а как это сделать в реальной жизни? Тем более в грузовом поезде крайнее от локомотива колесо может находиться на расстоянии больше 1000 метров. Следовательно надо машинисту локомотива дать команду каким-то устройствам, что бы они выполнили торможение.
На сегодняшний день такими устройствами оборудован каждый локомотив и каждый вагон.
От умения управлять тормозами поезда зависит безопасность движения и конечно же наша с Вами жизнь.
Что за тормозные устройства стоят на подвижном составе и как они работают?
Для того, чтобы тормозная колодка прижималась к колесу и происходил тормозной эффект надо каким-то образом создать давление на неё. Существуют много таких способов: гидравлический, электрический, электропневматический, воздушный, вакуумный и т. д.
На ж. д. транспорте весь подвижной состав оборудован воздушными (пневматическими) тормозами. На пассажирских локомотивах, вагонах, МВПС (моторвагонный подвижной состав) дополнительно устанавливаются электропневматические (ЭПТ) тормоза.
Для получения давления воздуха устанавливается компрессор (на рис. 1), который создается в резервуарах (на рис. 2), объёмом 1000 литров, давление до 9 атмосфер.
Для управления этим давлением в кабине машиниста находится прибор, который называется кран машиниста (на рис. 4). С помощью его воздух подается в трубопровод (называется тормозная магистральна на рис. 5) к каждому вагону и далее с помощью тормозного цилиндра (на рис. 6) создается торможение или отпуск тормозов, т. е. прижатие или отвод тормозной колодки к колесу.
В общем управление тормозами поезда является одним из сложных процессов, что потребовало создать отдельный предмет по обучению локомотивных бригад.
Кроме того в депо есть отдельная должность машиниста-инструктора по автотормозам и коллектив работников (расшифровщицы), которые проверяют с помощью так называемых скоростемерных лент, а сейчас это электронные носители, параметры управления поездом в том числе и автотормозами.