В далекой юности и большую часть жизни я весил в районе 80-85 килограммов. При росте метр девяносто четыре это было в целом нормально, но я привык считать себя худым. Потом где-то после сорока я стал потихоньку в весе набирать и добрался до 90-95. Ну что ж, время становиться солиднее. Вертикаль все равно в моем теле никакой горизонталью не перебить, до колобка мне не добраться, так что норм.
Но когда однажды весы показали 100, а младший сын не без сарказма заявил: «О, да ты у нас теперь центнер!» — я задумался.
Становиться беременным мужчиной с отвисшим брюшком в мои планы не входило
А брюшко уже отвисало, выпирало из футболок и влезало не во все брюки. Я старался этого не замечать, но центнер на весах вернул меня к реальности. К тому же врачи все время говорили, что пора снижать сахар и следить за холестерином. Да-да — отвечал я врачам и заходил на обратном пути в кафе, чтобы посидеть и помедитировать в компании какого-нибудь десерта.
В общем, я решил отказаться от десертов, сладкого и мучного. Начитался чего-то про глютен и перешел на безглютеновую диету. Надо сказать, что это дало эффект, я похудел, обрадовался — и опять принялся за свое. А потом, когда в мою жизнь вошли нейролептики, выяснилось, что они влияют на вес. И хоть ты там как чего с собой ни делай, ходи и бегай, постись и молись, а вес будет держаться. И я махнул на него рукой.
Были у меня еще попытки заняться снижением веса, но вялотекущие. И в основном теоретические. Особенно мне нравилось читать в фейсбуке группу selfrebootcamp, участники которой делились своими фотографиями до и после. Вот я в своих же штанах пятилетней давности — только теперь я целиком влезаю в одну штанину. А вот видите, мы вдвоем с подругой напялили одну мою футболку…
Как им так удавалось? Я стал изучать систему, о которой рассказывала в группе и на сайте организатор всего этого дела Елена Истомина. Участники группы вписывались в двухмесячный марафон, ежедневно фотографировали и взвешивали еду, осваивали новые принципы питания под наблюдением специалистов, которые каждый день давали им обратную связь.
Важная идея, которая мне понравилась — это не диета, в целом можно есть все. Притом пять раз в день. Только пища должна быть особым образом распределена по дню. Правил этого распределения не так уж много. Все это мне подходило. Я люблю есть часто и не хочу диет.
Но на марафон я не решился, а просто стал пробовать и встраивать в жизнь отдельные элементы подхода. И даже отдельные элементы работали. Я понял, что у меня в руках есть ключ, который можно применить когда-нибудь — когда прижмет. И расслабился, и жил, как хотел. Я мог залипнуть на неделю в чипсах. Мог ходить по 20 тысяч шагов в день, а мог не ходить вообще. Мог есть наполеон на завтрак, обед и ужин. Мог отказаться от хлеба или питаться только им. В общем, я мог все — и не смог ничего.
Поэтому в январе этого года, аккурат в Рождество, я снова встал на весы — и они закономерно показали 100,5 кг. А ведь летом на острове Крит я снова был худым и загорелым и с меня после трех недель походов по горам опять стали падать штаны.
Откуда же опять центнер плюс?
В общем, тогда же, на Рождество, я решил пустить в ход всё, что напробовал по отдельности за предшествующие годы. И посмотреть, что будет.
Коротко по пунктам скажу, что это. И предупрежу — не повторяйте мой путь, пока не посоветуетесь с врачом и не выясните особенности своего метаболизма (например, как у вас в организме перерабатываются углеводы и жиры).
- Я перестал есть после 18.30. Чтобы вечером есть не хотелось, надо хорошо есть утром и днем. Примерные часы приема пищи у меня такие: 9.00, 11.00, 13.00, 16.00, 18.30. Всё плюс-минус, без фанатизма, потому что расписание уроков и встреч не всегда позволяет быть точным. Вечером в 21.00 — кефир, иногда с творогом.
- В 9 утра — реально плотный завтрак. Прям большой. В 13.00 — прям обед (стал есть больше рыбы, мясо редко, не мясоед я, красное не люблю — курица или индейка). В 18.30 — прям ужин. Ем всё (знаю, что в selfreboot’е не так, но тут я не морочусь). Но я люблю простое. В принципе могу весь день есть гречку или рис и не страдать.
- Сладкое есть перестал совсем. В 11.00 и 16.00 как раз сладкое есть можно — но у меня это или фрукты, или орехи. Важно не есть сладкое натощак утром и на ночь. Интересно, что сейчас мне не хочется ни конфет, ни тортов, ни печенья, ни сушек, ни вообще ничего такого. Как будто это прям тяжело даже представить.
- Хлеб ем. И вообще не морочусь. Белый. Черный не люблю. Макароны ем.
- Стал пить много воды. Утром натощак — стакан (раньше не пил). Вообще оказывается, если много не пить, не похудеешь.
- Спать стараюсь 8-9 часов. Переработка жиров происходит во сне. Если его нет, то нет и переработки. Уходить спать надо натощак, с низким сахаром (потому-то и ужин ранний). Когда я словил это состояние, то понял, что это гораздо лучше, чем спать после еды. Ощущается как легкость.
- Стал больше ходить — фактически поднял норму до 10 тысяч шагов в день.
- Перестал хватать куски и кусочки. Просто стал за этим внимательно следить и увидел, как часто и незаметно мы тянем в рот то, что видим. Особенно на работе, где каждый день у кого-то день рождения, пироги, конфеты или еще какая вкусь. Просто если сложить в кучку всё, что мы подъедаем на бегу каждый день, то это будет впечатляющая кучка.
Ну вот, пожалуй, и всё. Некоторое время организм привыкает и думает. Иногда взбрыкивает. Я наблюдаю. Один раз съел что-то вечером под предлогом «аа, к черту, все равно война скоро». Понаблюдал за собой спокойно. Съел и съел. Назавтра опять двинулся вперед, не превращая себя в виноватого. Как говорил Старик у Хемингуэя — «значит, просто мы попробуем еще раз». Конечно, мне помог опыт предшествующих попыток. Я знал, что в первые два дня вечером начнутся поиски привычного позднего ужина и кто-то во мне будет находить тысячи причин, почему без него мы умрем. Наблюдать, слушать этого кто-та, посмеиваться, гладить беднягу по головке. И пить кефир.
Довольно скоро организм перестраивается, после семи вечера внутри как будто закрывается лавка, аппетита нет, мысли о еде убраны, на провокационный вопрос «а не поесть ли нам?» организм отвечает «иди в пень, я уже фсё».
Довольно быстро ты перестаешь думать о еде, не чувствуешь себя ни голодающим, ни постящимся, ни на диете, ни больным, ни особенным. Пламя внутри горит ровно. Ты просто живешь, к еде никак эмоционально не привязанным. Живешь и ешь пять раз в день с шестым кефиром. Это не безразличие автомата — нет. Ты радуешься виду и вкусу еды. Доволен, что сыт. Просто чувствуешь себя свободным. Ешь, чтобы есть, а не чтобы заедать стресс или прокрастинировать.
Ну и главное. Прошел месяц. Сегодня 7 февраля. Весы показывают 94,6.
Возьмите сумку, сложите туда шесть килограммовых пачек крупы или сахара — и походите с этой сумкой денек. Тяжеленько будет. Без сумки — легче.
А все эти лишние килограммы мы каждый день таскаем на себе. Кажется, есть работающий способ от них избавиться — если, конечно, есть желание и худоба в вашей картине мира не связана с болезнью.
Главное запомните слово — selfrebootcamp.