"Не ходите дети в Африку гулять, там живут...." И так далее. Все мы знаем страшилку про доктора Айболита, в которой Африка представляется жуткой и ужасной. Примерно такими же глазами меня встречали люди в Питере, увидев на Toyota Prius в 2015 году, а если заговаривал с человеком, то он однозначно был уверен, что на гибриде в России ездить нельзя, потому что он постоянно: "сыпется, ломается, не заряжается, не едет...." и прочая чушь. Но, обо всём по порядку.
Мой постоянный читатель знает, что на 2015 год в моей семье было две машины. Toyota Camry, на которой ездил я и Citroen Grand C4 Picasso, на который пересела моя супруга после безмерно любимого нами KIA Cerato Coup. Супруга не долюбливала Citroen Grand C4 Picasso, ведь трансмиссия у него была роботизированная. Кто, хоть раз ездил на "роботе", поймёт, что для комфортной езды необходимо все время ловить передачу и перед самым переключением немного приотпускать педаль газа. ВОт тогда машина не тупила, а разгонялась очень быстро. Если педаль газа нажимать, как на классическом автомате сразу и в пол, то "робот" будет жить своей жизнью и переключать передачи, как нужно ему, а не водителю. Вот на этой почве у супруги с Citroen Grand C4 Picasso произошёл разлад. Какое-то время она ездила, но потом мы решили, что пора сменить автомобиль. Не хотелось долго продавать-покупать и мы приняли решение - найти машину для обмена. Но машина должна быть правильной, подходящей супруге по всем параметрам. Изучив рынок б/у автомобилей в очередной раз, мой глаз "упал" на Toyota Prius XW20. Прочитав достаточно много литературы по теме, я понял, что машинка очень интересная и стоит попробовать. Осталось только найти того, кто захотел бы обменяться на Citroen Grand C4 Picasso. Как обычно: задача была поставлена, значит её нужно выполнить. И, примерно в течение месяца нашлась девушка, которой нужна была машина побольше. Ездила она на Toyota Prius XW20, что означало - второе поколение Prius. Встретились, осмотрелись и обменялись машинами в течение одного часа. Таким образом мы стали обладателями Toyota Prius XW20 hybrid. Большого сожаления о продаже Citroen Grand C4 Picasso не было. Гордая надпись hybrid сверкала на борту и сзади на крышке багажника Prius. Что это был за "зверь" нам ещё предстояло познакомиться.
Зарегистрировал машинку на себя и началась плановая эксплуатация. Впечатления с первых дней от автомобиля были очень хорошие. А как могло быть по другому с точки зрения эксплуатанта. Машина потребляла 5 литров 92-го бензина на 100 км не зависимо от того, где она эксплуатировалась: в городе или за городом. Prius - это автомобиль честного "С"-класса, т.е. не маленький, с хорошим багажником. Внешне Prius был не плох, правда видно было, что подкрашивали бампер и в дальнейшем, где-то через пол-года я заметил, что был заменён капот на не родной. Провели химчистку салону, он был грязным. Сиденья были кожаными (только потом я понял, что это "вж" не просто так). После чистки увидели, что салон в очень хорошем состоянии. В машине не работал кондиционер, нам об этом было известно изначально. Время было зимнее и разборки с кондиционером решили отложить до весны. А летом на Prius собрались ехать в отпуск на юга.
Повествование об этом интересном автомобиле не уложится в один рассказ. Забегая вперёд, скажу, что Toyota Prius второго поколения - наиболее удачный из Prius-ов. На нём нужно и можно ездить и бояться совершенно нечего. Только, если этот Prius не АМЕРИКАНЕЦ! О том, что машина была ранее пригнана из Америки мы узнали через год после владения ею и, к сожалению очень экстравагантным образом. Супруга с дочкой попала на нём в аварию. Но об этом впереди.
Сейчас расскажу немного "на пальцах", почему владение этим автомобилем не приносит проблем, а исключительно одно удовольствие. В противовес "страшилкам", машина простая. У машины есть обычный ДВС мощностью 77 л.с., который работает, как напрямую на трансмиссию, так и выполняет роль "бензинового генератора" для тяговой акумуляторной батареи. При включении Prius кнопкой, а он именно включается, через несколько секунд начинает работать ДВС и сразу на средних оборотах. У двигателя нет холостого хода. Всё, что касается работы двигателя очень хорошо описано здесь (https://akppwiki.ru/):
Бензиновый движок может лишь частично помогать колесам вращаться на оптимальных оборотах и на определенном скоростном режиме. Особенность работы мотора состоит в том, что он практически не отдает момент на низких оборотах. Он работает оптимально во время движения по трассе, когда двигатель раскручивается до 2000 оборотов и выше. Таким образом, наиболее важное предназначение ДВС – крутить генератор, который в свою очередь вырабатывает электроэнергию.
Если машина движется по пробкам и с небольшой скоростью, усилие на колеса поступает от основного электромотора. То есть, имеем дело с последовательно-параллельной гибридной системой THS, включающей преимущества от двух одноименных системы. Самое главное, что переход из последовательного в параллельный режим при выезде из города на трассу водителем остается незамеченным.
И самое главное, снова с сайта (https://akppwiki.ru/):
Дифференциал, оси, колеса гибрида – вполне обычные. Дифференциал традиционно позволяет вращаться с одинаковой скоростью внутренним и внешним колесам во время вхождения транспортного средства в поворот. За счет осей крутящий момент передается от дифференциала до ступицы колеса. Предусмотрено специальное сочленение, позволяющее колесам двигаться вслед за подвеской – вверх или вниз.
Чего нет в трансмиссии Toyota Prius, что есть практически в каждом другом автомобиле?
- Отсутствует ступенчатая коробка передач.
- Нет сцепления или гидротрансформатора. Колеса автомобиля всегда жестко соединены с ДВС и электромоторами.
- Отсутствует стартер. Бензиновый двигатель заводится посредством мотор-генератора один (MG1) через специальные шестерни устройства распределения мощности.
Конструктивно гибрид получился не сложней обычного автомобиля с бензиновым мотором.
Вот именно эту мысль я и хочу донести до всех, кто боится гибрида. Знаю, такие автолюбители остались, т.к. продавая наш второй Prius (о неём рассказ ещё впереди) ко мне подошёл человек на улице и стал спрашивать, "как же я справляюсь с этой страшной техникой". Не страшная, а очень дружелюбная и человечная, если следить за ней своевременно. А в случае с автомобилем б/у, главное купить максимально не убитый автомобиль, исключительно европейского производства (если вы хотите получить левый руль). Хотя, конечно, время Toyota Prius XW20 стремительно уходит, ведь последний автомобиль второй серии был выпущен в 2011 году, и то это были рейсталинговые машины.
В следующем рассказе поведаю о поездке на дальние расстояния на Prius, о проблемах с кондиционером, расскажу о том, какие конструкторы завозят к нам в Россию из Америки и как этого избежать.
Всем хорошим людям удачи по жизни!