Лучшее время для того, чтобы отрегулировать сход-развала колес – весна или осень, когда автомобилисты меняют зимнюю резину на летнюю или наоборот. Однако необходимость в таких работах может появиться в любое время. Зачем регулировать сход-развал, когда это нужно делать и как – разбираем в этой статье.
Сход-развал: что это
Сход-развал – не что иное, как неформальное название комплекса работ, связанных с регулированием и стабилизацией углов, под которыми на машину устанавливаются колеса.
Схождение
Схождение – когда колеса находятся продольно относительно друг друга. Чтобы определить, все ли в норме, достаточно посмотреть на колеса сверху:
- если они зафиксированы параллельно, причин для беспокойства нет;
- если передние края «смотрят» друг на друга, значит, схождение положительное;
- если края повернуты друг от друга в разные стороны – схождение отрицательное.
При положительном схождении колеса становятся стабильными, но только при движении на высокой скорости, при отрицательном – повышаются показатели управляемости и улучшается реагирование колес на руль.
Развал
Под развалом стоит понимать угол, образуемый плоскостью, в которой колесо вращается, и условной вертикалью. Понять, что такое развал, можно так: попробуйте «нарисовать» воображаемые прямые линии, проходящие между верхними и нижними участками колес, которые расположены на первой оси – получится фигура, напоминающая прямоугольник, это и будет считаться развалом.
Развал бывает:
- нулевой – в этом случае воображаемый прямоугольник смотрится идеально ровным;
- положительный – верхние участки колес немного наклонены в противоположном от кузова направлении;
- отрицательный – верхние участки наклоняются по направлению к кузову.
В процессе движения машины развал меняется – особенно часто это происходит с транспортными средствами, оснащенными подвесками адаптивного типа.
Зачем нужен сход-развал
За счет развал-схождения осуществляется регулирования угла, под которым расположены автомобильные колеса. Таким образом, у водителя появляется возможность контролировать движение машины с высокой точностью, повышая ее маневренность, и, как следствие, безопасность.
На автомобилях, только что выехавших из салонов, все параметры отрегулированы идеально. Со временем показатели могут меняться – по мере того, как изнашивается подвеска и ее отдельные элементы.
Далеко не все водители имеют представление о том, насколько опасно не делать вовремя развал-схождение. На первый взгляд, может показаться, что с положением колес все в порядке. Проблему нередко получается увидеть только у опытного мастера, поэтому автовладельцам желательно регулярно посещать СТО и консультироваться с механиками на предмет сход-развала и необходимости его корректировки.
Что будет, если не регулировать сход-развал:
- значительно ухудшатся показатели управляемости;
- снизится устойчивость – машину будет заносить на дороге;
- резина будет изнашиваться быстро и неравномерно;
- подвеска будет принимать на себя дополнительную и серьезную нагрузку;
- рулевая система также будет чрезмерно нагружаться.
Неотрегулированный сход-развал, кроме всего прочего, может стать причиной повышения расхода бензина и другого топлива.
Сход-развал: когда пора его делать
Понять, что пришло время делать сход-развал, можно по ряду признаков, которые смело можно считать отклонениями и проблемами в функционировании автомобиля. В их числе:
- руль «ведет» влево или вправо, когда машина едет прямо;
- автомобиль уходит в сторону, и водитель вынужден постоянно «доруливать»;
- при повышении скорости машину «уводит» вправо или влево;
- в условиях торможения машина идет в занос.
Еще один момент, который должен насторожить автовладельца – резина, которая изнашивается неравномерно. К примеру, покрышки могут интенсивно стираться либо только с внешней стороны, либо изнутри.
Стоит задуматься о сход-развале, если подвеска и ее элементы изнашиваются подозрительно быстро. Чаще всего, изнашиванию в таком случае подвергаются амортизаторы, пружины и рулевая тяга. Громкий и резкий свист покрышек тоже может сигнализировать о проблемах сход-развала.
Когда сход-развал обязателен:
- в процессе замены наконечников в рулевой системе;
- на этапе установки новых шаровых опор и приводов колес;
- после аварии.
Когда сход-развал необязателен:
- в машине недавно менялись стабилизаторы и амортизаторы;
- не так давно осуществлялась переброска колес.
Можно ли сделать сход-развал своими силами? Да, если у автовладельца есть минимальный опыт ремонта машины, комплект базовых инструментов и доступ к подходящей площадке с идеально ровной поверхностью. Впрочем, разумнее обратиться за помощью к профессионалам на СТО – у них это точно получится быстрее и надежнее.
Как регулируется и ремонтируется сход-развал
Если автовладелец обращается за помощью к мастерам на СТО, то диагностика сход-развала будет стоить совсем недорого – порядка 1 тыс. рублей. Такую диагностику желательно проводить после того, как на автомобиле заменили диски, шины, либо проведен ремонт подвески.
Регулировка сход-развала обойдется примерно в 2 тыс. рублей – тут все будет зависеть от конкретной марки машины, а также от характера работ: значение имеет состояние болтов регулировки (на них может быть ржавчина), число осей.
В рамках регулировки специалисты устанавливают схождение под корректными углами, исправляют развал, меняют угол, под которым наклонены шкворни, выполняют ряд других работ. В комплексе все это занимает не более получаса.
Сход-развал, как правило, делается только или на задних и передних, или только на передних осях – это определяется с учетом конструкции подвески у машины. Если ремонтируется задняя подвеска, то сход-развал будет необязательным для подвесок полузависимого или зависимого типа. При ремонте задней подвески многорычажной конструкции сход-развал будет обязательным.
Регулярно проверяйте сход-развал, следите за «поведением» вашей машины, и, если вы заметите в нем какие-либо изменения – не тяните и сразу же записывайтесь на диагностику.
Неотрегулированный вовремя сход-развал может стать причиной проблем или даже ДТП. Мы искренне желаем вам, чтобы такие обстоятельства не наступили никогда, но советуем на всякий случай заручиться поддержкой специалистов, готовых прийти на помощь в любое время – подписаться на Автоассист24, выбрав подходящий тариф здесь.