Найти тему
АвтоМастерская

Блокировка гидротрансформатора, зачем она нужна.

Блокировка гидротрансформатора представляет собой один из способов увеличения КПД и топливной экономичности гидромеханических коробок передач. 

Как известно, в устройстве АКПП и вариаторов , привычное «механическое» сцепление отсутствует. В данном случае связь двигателя и коробки передач, а также передачу крутящего момента от мотора на коробку осуществляет отдельное устройство под названием гидротрансформатор (бублик, гидромуфта).

Принцип работы гидротрансформатора основан на передаче крутящего момента от двигателя к трансмиссии посредством рециркулирующего потока жидкости, без жесткой связи. 

Если в обычном сцеплении момент передается через диски, которые «смыкаются» между собой, в ГДТ энергия передается через трансмиссионное масло ATF, которое заливается в автоматическую коробку передач. Если просто, внутри ГДТ установлены два колеса – насосное и турбинное.

Для того, чтобы справиться с основными недостатками гидротраснформатора (низкий КПД и плохая динамика автомобиля), был разработан механизм блокировки. Принцип его работы схож с классическим сцеплением. Механизм состоит из блокировочной плиты, которая связана с турбинным колесом (а следовательно, с первичным валом КПП) через пружины демпфера крутильных колебаний. Плита на своей поверхности имеет фрикционную накладку. По команде блока управления трансмиссией, плита прижимается накладкой к внутренней поверхности корпуса гидротрансформатора при помощи давления жидкости. Крутящий момент начинает передаваться напрямую от двигателя к коробке передач без участия жидкости. Таким образом достигается снижение потерь и более высокий КПД. Блокировка может быть включена на любой передаче.

На старых АКПП блокировка включалась при наборе скорости более 60км/ч, так называемый трассовый режим.

На современных же коробках блокировка включается на любых передачах. Все только для повышения КПД, а следовательно экономии топлива. Но инженеры пошли дальше и придумали режим "проскальзывания", то есть фрикционная накладка чуть прижата.

Наличие фрикционных накладок (трущихся пар) означает уменьшение срока службы,за счёт продуктов износа.

-2

Также продукты их износа загрязняют сам гидротрансформатор изнутри, еще сильному загрязнению подвержено трансмиссионное масло. Результат — активный износ всех без исключения деталей не только самого «бублика», но и АКПП. Если просто, основным источником загрязнения жидкости ATF в современных автоматах является именно гидротрансформатор. Хуже всего, если конструктивно материал фрикционных накладок блокировки приклеен к основе. Это значит, в результате неизбежного износа в масло попадает не только абразив, но и частицы клея. Клейкая основа загрязняет масло еще быстрее.

Именно по причине того, что у старых АКПП блокировка срабатывала редко или ее не было изначально, интервалы замены масла были большими, также ресурс самой АКПП и ГДТ был достаточно большой . О современных аналогах, к сожалению, этого сказать нельзя. 

Единственны способ продлить жизнь АКПП это более частая замена масла, не реже раз в 40 тысяч.

Спасибо за внимание.

Авто
5,66 млн интересуются