Найти в Дзене
Авиахаб

Utair - хорошая или плохая авиакомпания? Личный опыт

Оглавление

Публикация на нашем канале, посвящённая авиакомпаниям-лоукостерам и, в частности, российской "Победе", вызвала резонансные бурления среди читательских мнений. Одни с автором соглашались, другие обвиняли в мздоимстве и "проплаченной" работе на "Победу".

Что же, давайте теперь посмотрим на другие российские авиакомпании. Среди них, как ни странно, достаточно много таких, которые тоже являются лоукостерами по факту, но так себя не называют. А есть ещё условные "гибриды" - такие компании, у которых в базовом тарифе нет ничего, кроме перелёта с маленькой ручной кладью (ровно как у "Победы"), но за доплату они дают возможность ощутить себя пассажиром почти что премиумной авиакомпании - вроде "Аэрофлота" или Emirates.

В этой публикации мы будем "мыть кости" отечественной компании Utair ("Ютэйр"), выросшей в тюменском аэропорту Рощино на базе ещё советского аэрофлотовского авиаотряда, который перешёл в 1990-е на хозрасчёт и самостоятельное выживание. И очень успешно, надо сказать.

Кстати, если вы ещё не знаете, что это за чудное такое слово - "ютэйр", рассказываем. Utair - англоязычная аббревиатура, образованная от United Tumen Airlines (Объединенные Тюменские авиалинии).

Boeing 737-800 авиакомпании "Ютейр". Регистрационный номер VQ-BJF. Фото автора.
Boeing 737-800 авиакомпании "Ютейр". Регистрационный номер VQ-BJF. Фото автора.

На чём нас возит "Ютэйр"?

Авиаэксперты при каждом удобном случае любят повторять, что старых самолётов не бывает, что все узлы и детали меняются по регламенту и до истечения своего ресурса. Однако, когда они так говорят, то подразумевают исключительно безопасность полётов. А вот мы - нет.

- Старый обшарпанный салон,
- исцарапанные дерматиновые сиденья,
- потёртые ремни безопасности как на дедушкиных "жигулях",
- пожелтевший пластик панелей над пассажирскими креслами и по периметру иллюминаторов,
- доисторические жёлтые галогеновые светильники над головой - это всё, конечно, на безопасность не влияет, но... Это просто неприятно.

Когда садишься в 20-летний "Боинг" со старым салоном, то видишь невооружённым глазом всё это 20-летие и историю присутствия тысяч и тысяч чужих "пятых точек" в твоём пассажирском кресле.

Причём тут "Ютэйр"? Посмотрите на картинку ниже. Эта часть таблицы со списком самолётов авиакомпании - Boeing 737-400 и Boeing 737-500. Последняя колонка - возраст бортов на начало 2022 года (увеличивается при клике на изображение)

Флот авиакомпании Ютейр
Флот авиакомпании Ютейр

У авиакомпании есть несколько новых самолётов, но основная часть флота - весьма старые самолёты, на которых летать безопасно, но не очень радостно. Кстати, похожая ситуация была в своё время у "Трансаэро".

Багаж, еда и прочие удовольствия

Билет за 1500 рублей у Ютейр - это реальность. Чем не лоукост? Но в стоимость билета входит только 5 кг ручной клади и перевозка владельца. Весь остальной багаж - за деньги, которые существенно - в разы - могут увеличить стоимость билета.
Например, вот, смотрите (и кликайте для увеличения) ещё один скриншот ниже.

Билет Калининград - Москва можно купить за 1435 руб.
Билет Калининград - Москва можно купить за 1435 руб.

В цену билета, разумеется, не входит никакое бортовое питание и напитки. По опыту можно сказать, что стакан воды вам бортпроводница принесёт. А вот если вы раскошелитесь и закажете через сайт себе обед, то вас накормят очень неплохо.

Можете посмотреть видео ниже. Там показаны заранее заказанные и поданные на борту закуски и блюда. Автор публикации недавно летел "Ютейром" и потратил около 1000 рублей на такой вот обед.

Понятно, что авиакомпания не сама содержит штат поваров, а заказывает бортовое питание у поставщика в базовом аэропорту Внуково, но согласитесь - можно заказывать по-разному. На взгляд автора, с темой бортового питания у авиакомпании "Ютэйр" всё на очень высоком уровне. Пусть даже не бесплатно.

Кабинный экипаж, бортпроводники

Оценивать квалификацию пилотов - не дело авиационного журналиста без лётного образования. Зато сравнить и оценить бортпроводников, имея богатый опыт полётов разными авиакомпаниями (включая Ил-76ТД военно-транспортной авиации), - этого права у автора никто не отнимет.

Некоторые пассажиры, вспоминая авиакомпанию "Победа", говорят о хамстве и "скотском" отношении. Автор никогда с таким не сталкивался, но заметил некоторые тонкости поведения бортпроводников "Ютэйра", сравнивая их с коллегами из "Аэрофлота".

Итак, сижу на своём месте, слушаю диалог бортпроводницы (БП) авиакомпании "Ютэйр" с другим пассажиром (П):

БП: "Масочку наденьте, пожалуйста"
П: "Да, вот, одел"
БП: "Хорошо." (и пошла дальше)

Как аналогичный диалог звучал бы в самолёте "Аэрофлота"?

БП: "Пожалуйста, наденьте маску"
П: "Да, вот, одел"
БП: "Спасибо большое!" (и пошла дальше)

Чувствуете разницу? Она, вроде бы, в несущественных деталях, но есть. Сразу понимаешь, что корпоративные стандарты (да и зарплаты, наверное) - они разные в этих двух авиакомпаниях. Бортпроводница "Аэрофлота" никогда не позволит себе манеру поведения в полукомандном тоне, но в итоге получит тот же требуемый результат и все будут довольны.

Другой момент в самолёте "Ютэйра", тот же рейс.
В соседнем ряду молодой парень сидит с телефоном и снимает на видео стандартный процесс предполётного инструктажа пассажиров на случай экстренной ситуации. Бортпроводники машут руками синхронно, показывают как надеть кислородную маску и т.п. Вдруг к парню подбегает незанятая в процессе бортпроводница и начинает тревожным голосом сообщать:
"Без разрешения экипажа на борту запрещено вести видеосъёмку. Нельзя снимать членов экипажа. Удалите фотографии".

Парень отвечает, что сейчас всё удалит. Бортпроводница молча уходит.

На старых "Боингах" в полёте почему-то часто обмерзают снаружи иллюминаторы.
На старых "Боингах" в полёте почему-то часто обмерзают снаружи иллюминаторы.

Как вот с этим? Вроде и не хамство, но опять не приятно. Ни в одной другой авиакомпании такого не слышал никогда. Разве что один раз в I-fly (Ай-флай) в полёте из Хургады в Москву между собой две бортпроводницы, идя по салону после взлёта, говорили громче, чем надо было: "Скоро эти козлы уснут и будет спокойнее". Вы, наверное, поняли, кого имели ввиду под козлами эти измученные алкопассажирами тёти...

Вот такая история.
Можно ли из всего вышеперечисленного делать какие-то однозначные выводы об авиакомпании "Ютэйр". Автор бы не стал. Во-первых, уже хорошо, что компания, которая была близка к банкротству, перешла этот рубеж с успехом. Во-вторых, если лететь в бизнес-классе и в новом самолёте, то ощущения и восприятие будет совсем другим. Наверное.

- Ссылка на упомянутую в начале публикацию про "Победу" - Вразумление недовольным пассажирам авиакомпании "Победа"

Если у вас есть свой интересный опыт взаимодействия с авиакомпанией Utair, делитесь им в комментариях! Всем будет интересно.