Друзья, предлагаю вашему вниманию хороший пример анализа, сравнения и критики новых форм и декоров отечественных фарфоровых и фаянсовых столовых и чайных сервизов начала 1960-х годов.
Ильин М. О декоративности фарфора // Декоративное искусство СССР, 1961. – № 2. – С. 17–19.
Ни один художник декоративного искусства сейчас не может не думать о том, какое место займёт его произведение в общем ансамбле жилого или общественного помещения.
Следует заметить, что современная мебель сейчас при всей её продуманной утилитарности подчёркнуто проста и даже слишком «технична» по своему облику. В связи с этим возрастает декоративная роль других предметов прикладного искусства в интерьере. В рациональный характер нашей обстановки они вносят непосредственность человеческого чувства.
Среди предметов прикладного искусства заметное место занимает фарфоровая и фаянсовая посуда. В связи с этим хотелось бы проследить некоторые тенденции в творческой работе художников фарфора и фаянса.
Если внимательно присмотреться к новым формам и росписям чайных и столовых сервизов, различного рода ваз и мелкой пластики, то отчётливо ощущается, что в их решении возросло декоративное начало. Часто декоративность становится даже преобладающей чертой. Хорошо ли это? Думается, что хорошо. Но, очевидно, эта декоративность форм и росписи должна быть проникнута определённой целесообразностью и не может идти в ущерб утилитарным качествам предметов.
Однако нередки случаи, когда отдельные приёмы, связанные с желанием усилить декоративность вещи, приводят художников к неудачам. Для примера сопоставим два столовых сервиза: один – созданный художником П. Леоновым на Дулёвском фарфоровом заводе, другой – художником В. Филянской на фаянсовом заводе имени М. И. Калинина в Конакове. Первый сразу же привлечёт наше внимание своей общей нарядностью и внешней эффектностью форм. Второй же при этом сопоставлении покажется слишком простым и скромным, даже упрощённым.
Однако проверим посуду в бытовом употреблении: когда мы захотим взять в руки суповую тарелку Дулёвского завода, то окажется, что это можно сделать лишь двумя руками, как брали некогда деревянную крестьянскую миску. Удобно ли это? Разумеется, нет. Для того чтобы создать новую форму, художник поступился бортом тарелки, превратив её в некое подобие плоской чаши. Но борт – не никчёмная деталь, а продуманная, обязательная часть любой тарелки, служащая определённым бытовым целям. Он позволяет удобно и быстро взять тарелку, легко её мыть и т. д.
Конаковский же сервиз вполне удобен и потому жизненен, в то время как дулёвский – лишь красивый экспонат выставочной витрины.
В поисках декоративных решений посуды художники всё больше и больше уделяют внимание пластике форм предметов. Одним из первых произведений, в котором исключительно удачно использованы пластические качества фарфора, была известная ваза «Кристалл», созданная В. Семёновым на Ломоносовском заводе. Эта ваза словно открыла перед художниками притягательную силу фарфоровой пластики. Но и на этом, в основном верном пути иногда встречаются неоправданные отклонения.
Здесь вновь следует сопоставить два сервиза, – с одной стороны, сервиз «Золотые ромашки» М. Колчина и Е. Смирнова (Дмитровский завод), а с другой – сервиз «Птица» Т. Воскресенской (Дулёвский завод). В приземистом, округлом по объёму сервизе Дмитровского завода видно стремление найти простые ясные формы.
Авторы хорошо, без утрировки показали пластику фарфоровой массы, вместе с тем наделив формы чертами определённой архитектоничности. Сервиз хорошо стоит на столе, удобен в пользовании. Целесообразность и декоративность здесь объединены. Больше того, они неразлучны. Роспись хорошо подчёркивает художественные особенности формы.
Сервиз же Т. Воскресенской «Птица» очень эффектен своей обострённой формой и росписью. Формы молочника, чайника, сахарницы, даже чашки вызывают прямые ассоциации с обликом птицы. Сервиз, бесспорно, декоративнее, острее сервиза М. Колчина и Е. Смирнова. Но в этой погоне за остротой, за «ультрасовременностью» художница переступила порог целесообразного как в практических качествах сервиза, так и в его декоративности.
Подобные искания авторов понятны – художники стремятся создать запоминающиеся оригинальные декоративные формы. Но всё же следует всегда помнить, что творить надо не для выставок или аплодисментов художественного совета, а для массового потребителя. Целесообразность формы должна идти об руку с целесообразной декоративностью.
Обшей бедой нашего фарфора является то, что большинство художников, работающих в области формы, создают её обособленно от цвета, в белой массе. Роспись уже законченной вещи, как правило, поручается другим авторам. Цвет, когда он удачно применён, то в виде однородного, но чистого и яркого тона, покрывающего все предметы сервиза, то в виде крупного по масштабу рисунка, придаёт фарфору высокие декоративные свойства. Такие вещи легко находят себе место в обстановке современных комнат.
Вот, например, сервиз В. Овсянникова «Бирюзовый» (Довбышский завод). Формы его молочника, чайника, чашки не отличаются какими-либо особо оригинальными чертами. Мы сравнительно быстро найдём их «предков». Но благодаря хорошо найденному однородному и яркому цвету, умело подчёркнутому белыми завитками ручек и красными обводками каждого предмета, формы сервиза неожиданно приобретают определённое декоративное качество.
Наиболее правильными мы находим поиски декоративных решений художниками фаянсового завода имени М. И. Калинина. При создании новых блюд, тарелок, ваз и других предметов художники этого завода никогда не забывают о целесообразности. У них мы почти не встретим попыток создать треугольные тарелки или блюда неоправданно «мятой» формы. Вместе с тем у художников нет и догматической приверженности к традиционным деталям и формам. Они зорко присматриваются ко всему новому, что входит в быт, что может изменить характер пользования предметами, и создают формы, отвечающие новым условиям жизни.
Художники завода имени М. И. Калинина не мыслят себе работу над формой без использования цвета. Их успехи определяются умением найти должную яркость и насыщенность цвета с учётом всех особенностей красочной гаммы фаянса.
Последнее время некоторые авторы пренебрегают одним из основных «правил» прикладного искусства, гласящим, что орнаментация предметов зависит от их формы, строится по ней. Иногда в погоне за повышенной декоративностью художники применяют орнаментальные мотивы, не считаясь с формой предметов. Красочные полосы пересекают тарелки и блюда самым произвольным образом. Пятна цвета располагаются в самых неподходящих местах, порой уничтожая то, что сделал автор формы. Подобные увлечения ничего общего не имеют с подлинным новаторством.
Художники завода имени М. И. Калинина в последнее время начали работать над декоративными тарелками или блюдами, предназначенными для украшения стен. Эти искания следует приветствовать.
Фарфоровые и фаянсовые настенные изделия издавна применялись в убранстве комнат. Находят они место и в современном интерьере. Но неудачи некоторых художников в этой области объясняются тем, что они не учитывают условий наших квартир. Мы не красим и не оклеиваем стены тёмными зелёными или синими обоями, на которых так хорошо смотрелись прежде белые тарелки с легкой росписью. Наши комнаты оклеены, как правило, обоями светлых расцветок. Поэтому белый фарфор на них пропадает, а декоративные сверхнасыщенные цветом тарелки, подобные «Оленю» П. Леонова, слишком утомительны для глаза из-за чрезмерной яркости и интенсивности цветовой гаммы.
Высказанные суждения, разумеется, не претендуют на безусловность, они лишь преследуют цель возбудить у наших читателей интерес к поставленным вопросам, побудить художников и искусствоведов задуматься над путями развития фарфора и фаянса, преодолеть трудности, мешающие плодотворной работе в этой области.
* Редакция не согласна с оценкой некоторых произведений художников-фарфористов, данной в статье проф. М. Ильина.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив