Ещё немного воспоминаний. О такой стороне морской жизни, нежно именуемой в те времена - тропическое удовольствие. Нет-нет, это не о пляжах Баунти, не о бирюзовых волнах тропических морей. Это...немного о другом.
Внимание! Автор не является ценителем и знатоком вин. Сомелье из него совсем никакой. Автор совсем не понимает в винных букетах, не может уловить фруктовые нотки, выделить древесные составляющие, и прочее, что отличает потребителей изысканных вин от обычного человека. Из вкусов автор может классифицировать вина так - совсем кислое, кислое, немного сладкое, и приторное. Ну, по цвету ещё может. Может определить на вкус креплёное или нет...ну, вот, собственно и все познания. Автор предпочитает более крепкие напитки нежели вино.
Начну с банальности - всё когда то в нашей жизни происходит в первый раз. Вот и у меня однажды, было в первый раз оформление судна властями, впервые заполненная таможенная декларация и первый выход в море "на право". "На право", это у нас так назывался выход за границу. Дома зима, а тут с каждыми ходовыми сутками на улице всё теплее и теплее. Небо голубее и голубее. Море синее и синее. Дошло и до того, что увидел как и селёдки полетели. Волны то, выше сельсовета я уже видел, а летучих селёдок увидел впервые.
И впервые услышал объявление по громкой связи - Сейчас в артелке будет выдаваться тропическое вино.
Вот это вино, которое выдавали при нахождении судна в тропиках и называли - тропическим удовольствием. При прохождении судном какого-то там градуса, судно считалось в тропиках. А к тропикам полагался некоторый бонус. Первый бонус, это тропический рубль к окладу. То, есть, если пароход в тропиках находится полный календарный месяц, то доплата за это составит 30 рублей. Бонус номер два - тропическое довольствие. Жидкостное. Питьевое. Это или натуральные соки, или сухое вино.
Если выдавали соками, до из расчёта 300 грамм в сутки на организм. Если сухим вином, то 200 грамм. Некоторые капитаны боролись за трезвость в экипажах ещё до выхода горбачёвского закона, поэтому в тех экипажах пили соки при пребывании в тропиках. Мне везло. Я попадал в экипажи, где вино выдавали до последнего, пока не запретили выдачу уже компанейскими приказами.
Кстати, вино же рекомендовали не употреблять в чистом виде, а разбавлять водой. Именно тогда, как говорили медики, оно и жажду отлично утоляет, и вообще, именно разведённое вино особенно полезно для организма. Опять же, сам я на такое не попадал, но рассказы о том, как разводят вино, слышал. Вроде как бралось вино, выливалось в бак...ну, так же, из расчёта 200 грамм на человека. А потом в это вино добавляли кипячёную воду. И снова так же, 200 грамм воды на человека. Всё это перемешивали, и выставляли бак в столовой. Подходите, пейте на здоровье. В кают-компании этот коктейль подавали в графинах. И, по рассказам же, вся эта винно-водяная смесь популярностью не пользовалась. А попросту, вечером этот коктейль выливали, ибо никто это не пил. Ну, а на следующий день готовили эту смесь снова. Зачем? Да не ко мне вопрос. Фантазии больших командиров иногда причудливы и необъяснимы.
Как я уже сказал - я не являюсь ценителем и любителем вина. Но, тем не менее, а почему бы благородному дону и не выпить пару стаканчиков вина в компании с таким же, или таким же благородными донами? Одно было плохо, некоторые благородные доны никак не могли остановиться в процессе. Шли к артельщику, и брали тропикан в долг.
Но были и такие, кто не употреблял совсем. Они или отдавали своё вино более несдержанным товарищам, или просто складывали в каюте. И, надо сказать, что лучше было говорить, что ты свой тропикан выпил, иначе страждущие просто душу вынимали просьбами - дай, дай, дай....
Вино же, которое получали в Союзе, обычно это были болгарские или венгерские вина, чаще всего белые. Ркацетели там, рислинги... говорю же, не знаток. Иногда привозили и красные, каберне например. Креплёные, крепкие вина не привозили. Деньги на закупку тропического вина выделялись отдельно. Это не входило в питание экипажа, это проходило по статье "эксплуатационные расходы".
Когда вышел печально знаменитый указ Горбачёва об усилении борьбы с пьянством, то с тропиканом получилась интересная история. Формально, да - борьба за трезвость, и прочее бла-бла-бла. И на этом фоне снабжение судов тропиканом немного прекратили. А на деле, каждое пароходства выкручивалось по своему. У нас, например, вино продолжали получать. Но только не в своих портах, а на стороне. В Находке не давали, но вот в Одессе можно было получить. Ну, и конечно же, за границей. Выходили за границу с соками, а в первом же порту заказывали вино. Но, повторюсь, заказ полностью зависел от капитана, как он решит, так и будет.
Окончательно был наложен запрет на тропикан году в 1998. Приказом генерального директора в полном соответствии с принятой алкогольной политики компании. Никакого алкоголя на борту вообще. Совсем.
В советских портах такие чудеса и фокусы проходили очень редко, а вот за границей, при некоей сноровке и умении, а также при личном общении с шипшандлером, можно было превратить сухое вино в креплёное. И не только в вермуты-портвейны, а даже ещё покрепче. Пример? Индонезия. Там бутылка сухого вина из Италии или Франции стоит раза в три дороже, чем бутылка местного виски. При одинаковом объёме. И, как сами понимаете, в инвойсах было пропечатано, что доставили вино, и цена на него. А вот сумма вознаграждения шипшандлера мне неизвестна. В такие дела обычно не посвящают. Выдавали же этот ...ммм, тропикан... ровно по тем же нормам, что и обычное вино. Вспоминая тот случай, скажу, идея была не очень хорошая. Но уж слишком кому то хотелось срубить деньжат по лёгкому.
Из всех выдач тропикана особо запомнилась Австралия. Там вино заказывали не в бутылках, а в картонных коробках, внутри которой был мешок с клапаном. В мешке вино. Четыре литра. Тут даже я, не любитель и не ценитель, но вкус вина мне понравился. Не всего, а вот привозили такое мозельское. Даже я проникся. Хорошее вино.
Называли же эти упаковки с вином - колобанами. Или колобашками. Оттого, что один из производителей вина назывался - Colobah. Ну, и... как читаем, так и говорим. И как то всё равно, что последняя буква h. Можно сказать колобаха. А можно и колобан.
Соки тоже шли в дело, что уж скрывать. Тоже, немного умения и сноровки, и через неделю у вас есть несколько литров абсолютно безыдейного напитка, который утолял "жажду" не хуже сухого вина. А если этот напиток да ещё пропустить через некое сооружение, имеющее подогрев, то ... ладно уж, понятно всё. Но такими делами на пароходе надо заниматься с большой острожностью и весьма конспиративно. Иначе от хвостов будет избавиться трудно. А пароход то... он ведь не железный. Он стеклянный. И кто что делает, замечают быстро.
Иногда в магазине замечаю этикетки на винных бутылках - надо же, сколько времени прошло, а они всё те же. Замечаю, но не покупаю... говорю же, не знаток и не ценитель. Просто вспомнилось.