Найти тему
История войн и оружия

С-37 как истребитель 5-го поколения.

С-37 в сопровождении Су-27
С-37 в сопровождении Су-27

КБ Сухого на конкурс истребителя 5-го поколения еще для советских ВВС конца 1970-х гг. представила свой С-37, который был конкурентом МиГ-МФИ.

И хотя ВВС выбрало для дальнейшем разработки МиГ Сухой вполне мог предложить свой самолет для советского ВМФ.

Особенностью С-37 было крыло обратной стреловидности.

Эксперименты с таким крылом начали немцы, в 1944 г. был создан бомбардировщик "Юнкерс 287"

warbirdsresourcegroup.org
warbirdsresourcegroup.org

Главной проблемой КОСа (крыла с обратной стреловидностью) было его разрушение, из-за высоких нагрузок.

После войны в 1947 г. КОС исследовали Летно-Испытательном институте, планер Цыбина с КОС и пороховым ускорителем разогнался до 1 150 км/ч, потом уже в 1970-е гг. МиГ-23 получил КОС.

X-29
X-29

У американцев был "Нортроп Грумман" X-29.

Какие же есть плюсы у КОС?

Сопротивление воздуху на дозвуковых скоростях меньше на 20 %. Когда самолет приближается к скорости звука волновое сопротивление у КОС меньше. КОС лучше себя ведет на больших углах атаки. У него лучше характеристики продольной устойчивости и эффективности органов управления. Для самолета 5-го поколения такая передняя кромка крыла лучше для малозаметности. Оружие к самолета с КОС центроплан смещен назад, что дает больше места для оружейных отсеков, у машин с обычной компоновкой вблизи центра тяжести находится и оружие и элементы крепления крыла. У самолета с КОС лучше маневренность, даже без двигателей с управляемым вектором тяги, большая подъемная сила крыла, дальность полета на дозвуковых скоростях больше, также лучше противоштопорные характеристики.

Что касается недостатков самолет с КОС плохо приспособлен для длительных полетов на сверхзвуке. Тот же МиГ 1.42 выполненный по схеме "утка" на сверхзвуке может летать свободно за счет переднего горизонтального оперения.

Но конструкторы Сухого утверждали, что с двумя двигателями с тягой по 20 тонн каждый их самолет может долго лететь на бесфорсажном сверхзвуке.

При увеличении угла атаки нагрузка на крыло растет, что вызывает разрушение крыла. Попытались увеличить жесткость крыла, это перетяжелило конструкцию. Перешли к композитам, это тот же углепластик, когда берутся несколько слоев специальной ткани, пропитанной отвердевающим связующим и спрессованные, более того жгуты углеволокна уложены в определенном направлении. У такого крыла местный углы атаки не увеличиваются, но такое крыло становится неремонтопригодным. При повреждении даже малой его части придется менять крыло целиком.

С-37
С-37

Выбор самолета с КОС КБ Сухого был сделан в том, числе чтобы впечатлить госкомиссию, выиграть конкурс и получить финансирование.

МиГ 1.44
МиГ 1.44

Выиграл МиГ-МФИ и казалось бы С-37 должен отправиться в музей авиации в Монино.

Но проект смог заинтересовать советский ВМФ, так как длина разбега/пробега была только 90 м, к тому же КОС допускало взлет с трамплина авианосца с большой, но безопасной просадкой благодаря большим допустимым углам атаки.

-6

Чтобы скрыть новый проект С-37 переименовали в Су-27КМ (корабельный модифицированный).

https://ic.pics.livejournal.com/judgesuhov/68874166/396660/396660_original.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/judgesuhov/68874166/396660/396660_original.jpg

Самолет существенно переработали, у него появился тормозной гак, наклоненные внутрь кили, плоское поворотное сопло, при катапультировании отделялась кабина, что позволяло пилоту выжить в воде, плоскости должны были складываться по оригинальной схеме.

Но вопрос в разрушаемостью и неремонтопригодностью крыла не решался, поэтому в мае 1989 г. разработка Су-27КМ была прекращена решением Военно-промышленной комиссии.

Из-за развала СССР доработочные работы были прекращены,

Оставшиеся три самолета КБ достраивало само, на будущих авиасалонах МАКС самолет использовался как демонстратор технологий. Уже у построенных Су-47 в прессе прозванных "Беркутами" максимальные скорости и углы атаки были ограничены из-за обнаруженных усталостных дефектов крыла и центроплана.

Много позже в работах по ПАК ФА КОС так и не появится.

Спасибо за прочтение.