Найти тему

Разбор тяжких ДТП с целью их предотвращения (чему не учат в автошколах). Ситуация №1: Циклический занос.

Занос, первичное ДТП и спровоцированный ошибками управления рикашет на "встречку".

12 секунд.
12 секунд.

За 12 секунд до трагедии внедорожник в центре кадра движется стабильно.

9 секунд.
9 секунд.

~9 секунд.

Внедорожник смещается левее.

Причины этого не являются значимыми, поскольку фургон не создавал ему помеху.

Вероятно, водитель внедорожника начал уклоняться от возможного столкновения с фургоном, который собирался перестроится влево для опережения черного автомобиля, движущегося медленнее в левой полосе, однако, фургон правую полосу не покидал.

8 секунд.
8 секунд.

~ 8 секунд.

Задевая левыми колесами снежный бруствер, со в разы более низким коэффициентом сцепления шин с дорогой и со значительно более высоким коэффициентом трения качения колес, внедорожник получает поперечный своему движению момент силы.

Данный момент силы, До начала работы тормозной системы, начинает тянуть автомобиль влево, на встречную полосу, в связи с бОльшим коэффициентом трения качения, который увеличивается слоем снега.

При этом, Недостаточно опытный водитель начинает тормозить, с одновременным отклонением руля вправо на слишком большой угол (или же, делает это без торможения).

В обоих случаях, возникающие моменты сил начинают активно разворачивать автомобиль вправо.

В случае торможения эффект значительно усиливается, поскольку, для левых колес исходно увеличенное трение качения переходит в уменьшенное трения скольжения.

Правые колеса цепляются за дорожное покрытие значительно лучше левых, что и создаёт дополнительный разворачивающий автомобиль вправо момент сил.

ABS, при этом, работает Против водителя, поскольку, не учитывает разворачивающие моменты сил.

Кроме того, ABS, как правило, срабатывает позднее, чем автомобиль бросает в сторону (в данном случае, вправо).

В добавок, большинство водителей на постсоветском пространстве научены: "При заносах не тормозить!").

Система ESP (и прочие варианты наименований систем стабилизации) тоже могут Не помочь, т.к. все сильно зависит от заложенных программных алгоритмов и от конкретных конструкторских решений (например, в некоторых системах стабилизации задействовано автоматическое управление полным приводом, при наличии такового).

В рассматриваемрй ситуации водителю нужно было просто начать тормозить, НЕ Вращая Руль и страраясь не допускать блокировки колес (возможно, нужно был тормозить прирывисто, как того и требуют правила безопасного вождения).

Наиболее предусмотрительные и опытные водители из числа окружающих, знают, чем опасно задевание бруствера и начнут снижать скорость уже сейчас.

Брошенный вправо автомобиль стремится столкнуться с фургоном.

6 секунд.
6 секунд.

~ 6 секунд...

В такой момент абсолютное большинство водителей начинают инстинктивно вращать руль влево, стремясь, во что бы то ни стало, избежать столкновения с находящимся справа автомобилем, и совершают катастрофическую ошибку, поворачивая руль влево слишком резко и на слишком большой угол.

Дело в том, что чем резче и чем на больший угол происходит поворот руля на большой скорости, тем меньше шансов того, что передние колеса смогут изменить возникший вектор массы автомобиля.

Столкновения в данном случае избежать почти невозможно, но возможно его смягчить и НЕ получить вектор на встречную сторону дороги - если вращать руль правильно.

Однако, такой навык есть только у малого числа водителей с соответствующей подготовкой.

Здесь руль был повернут влево слишком быстро и слишком сильно.

В дальнейшем, это станет причиной резкого разворота кузова почти поперек направления полосы движения.

Водителю внедорожника, как и ранее, следовало тормозить Не Вращая Руль. Причем, в данный момент, даже торможение юзом (при отсутствующей или бездействующей ABS) оставило бы больше шансов на выживание.

Превратившись в неуправляемые сани, внедорожник получил бы меньше шансов оказаться на "встречке".

Вместе с тем, водители встречных автомобилей, могли и должны были видеть происходящее и обязаны были понять, что возникла опасность для движения, в связи с чем, они должны были начать активно снижать скорость, но не сделали этого.

До трагедии оставалось целых 6 секунд. Встречные ещё могли многое изменить...

5 секунд.
5 секунд.

~ 5 секунд...

Столкнувшись с фургоном под большим углом, по касательной, внедорожник сразу же получает вектор на встречную сторону дороги.

Этот вектор мог быть уменьшен, если бы водитель внедорожника, перед столкновением с фургоном, не рванул руль влево.

Встречный поток, возможно, начал осознавать опасность, но движется со слишком высокой скоростью, под уклон, по скользкой дороге, по этому, водители боятся тормозить, хотя, возможность достаточного снижения скорости у встречных автомобиле ещё была.

5 секунд - большое время для замедления!

Однако, по прежнему не видно, чтобы кто-то из встречных пытался замедляться...

3 секунды.
3 секунды.

~ 3 секунды

После столкновения с фургоном, внедорожник тащит правым бортом на "встречку".

Ему ещё вполне могла помочь блокировка колес задней оси (при помощи исправной стояночной тормозной системы). Это бы существенно повысило шансы не попасть под встречный грузовик.

К сожалению, для такого действия у водителя могло не быть технической возможности, а навыка и психологической готовности не было почти наверняка.

Ещё, его могло спасти резкое нажатие педали газа (внедорожник, возможно, успел бы проскочить большей частью своего кузова мимо встречного грузовика), но такая готовность встречается у водителей невероятно редко...

3-4 секунд достаточно для существенного замедления даже на такой скользкой дороге, но все боятся тормозить (т.к. движутся слишком быстро) и надеятся проскочить мимо...

По трагическому совпадению, недорожник был моментально и полностью разрушен ударом в правый борт моторной частью встречного тягача, который, похоже, вообще не тормозил.

Если бы все, кто двигался по дороге в данной ситуации начали тормозить, как только возникли первые признаки опасности (когда внедорожник только начало заносить вправо), более мелкие ДТП исключены бы не были (поскольку, все двигались слишком быстро для такого опасного состояния дороги), но катастрофы можно было бы избежать.

Из практики известно, что российская правоприменительная система, с вероятностью более 90%, признает водителя встречного грузовика полностью невиновным в ДТП с точки зрения уголовной и административной ответственности.

Однако, он является причинителем вреда с использованием источника повышенной опасности по отношению ко всем, кто мог быть в салоне внедорожника, за исключением его водителя.

Соответственно, при подаче искового заявления к водителю грузовика пострадавшими пассажирами внедорожника и(или) родственниками погибших пассажиров внедорожника, суд взыщет с водителя грузовика соответствующие компенсации.

Ссылка на разбор иного по сценарию ДТП:

Ссылка на статью о предотвращении вторичных ДТП (которые многократно превышают первичные ДТП по тяжести последствий).

Ссылка на серию статей о технологиях и стандартах моторного масла.