Найти тему

Разбор тяжких ДТП с целью их предовращения. Ситуация №3. Смертоносные вторичные ДТП.

Оглавление

-2

Этот тип ДТП, по числу и объему тяжких последствий, прямо конкурирует с выездами на (упрощая) "встречку".

Вторичные ДТП 

(ДТП, происходящие с транспортными средствами, их водителями и пассажирами, которые остановились на проезжей части или обочине из-за ДТП, которое произошло ранее)

Эти ДТП, как правило, влекут значительно более тяжкие последствия, чем ДТП первичные.

  • Ко вторичным ДТП (хотя и условно, т.к. формально они не являются таковыми), в связи с родственностью их причин, можно (и нужно) отнести ДТП с участием транспортных средств, остановившихся на проезжей части (или обочине) по причине:

- технической неисправности;

- выработки запаса топлива;

- резкого ухудшения самочувствия водителя;

- неадекватного водительского решения;

а также, с участием транспортных средств, движущихся существенно медленнее средней скорости транспортного потока.

Одна из основных причин вторичных ДТП заключается в том, что меры по обозначению вынуждено (аварийно) остановившихся на дороге т/с, предусмотренные действующим законодательством РФ и большинства других государств, являются категорически недостаточными в современных условиях.

Развитие автодорожного законодательства существенно отстаëт от скорости роста транспортных потоков.

Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки, выставленный в 30 метрах от остановившегося автомобиля сегодня совершенно недостаточны для предотвращения вторичных ДТП!

Это связано с интенсивностью движения, с низкой культурой вождения и низкими штрафами за превышение скорости, характерными для РФ.

Кроме того, заметность аварийной сигнализации на автодорогах с разрешенной максимальной скоростью (РМС) свыше 60 км/ч, даже на прямых участках или участках с большими радиусами является крайне недостаточной в условиях:

- атмосферных осадков,

- метели,

- яркого Солнца (даже при его нахождении в задней полусфере движущихся т/с),

- светлого!! времени!! суток и, особенно, в дни яркого Солнца!

К примеру, в светлое время суток метель часто снижает видимость аварийной сигнализации до 50 и менее метров, знак аварийонй остановки может быть не виден уже на расстоянии 20-30 метров, в то время, как остановочный путь на асфальтобетонном покрытии зимой может может составлять до 200 и более метров.

Шансов, что вас заметят вовремя при стандартных средствах обозначения аварийно остановившегося т/с слишком Мало!

Важно, что в отличие от РФ европейские нормы предусматривают установку знака аварийной остановки на расстоянии не менее 100 метров от остановившегося т/с.

По различным подсчетам, эта мера снижает вероятность вторичных ДТП от 7 до 12 раз.

В России, далеко не во всех т/с есть знаки аварийной остановки.
Большинство таких знаков не соответствует требованиям ГОСТа к их оптическим свойствам (такие знаки а/о плохо заметны на дороге, особенно,в темное время суток).
До половины вторичных ДТП происходит до того момента, как знак аварийной остановки был выставлен!

Существует целый ряд факторов, способствующих большому числу вторичных ДТП, включая состояние дорог, недостатки программ обучения водителей, отдельные, сильно устаревшие нормы права, относящиеся к БДД, переутомление водителей и прочие.

Разбор таких факторов - не для данной статьи.
Мы лишь намерены сообщить Вам рекомендации, позволяющие повысить шанс избежать вторичного ДТП.

Необходимо помнить, что нахождение на дороге всегда опасно.

Эта опасность значительно повышается, если:

- Вы находитесь на краю проезжей части или на ней самой (как лично, так и Ваше т/с);

- Проезжая часть имеет более 1 полосы для движения в данном направлении;

- Разрешённая скорость на данном участке дороги выше 60 км/ч;

- Средняя скорость транспортного потока выше 60 км/ч;

- Стоит погода с ярким Солнцем, или существуют условия недостаточной видимости;

- Вы остановились в районе въезда в тоннель/путепровод/на мост со значительным перепадом высот, или в районе выезда из тоннеля/съезда с мостового сооружения с перепадами уровней видимости и(или) уровней освещенности.

- Вы остановились в районе не пологого виража или в конце/начале подъёма/спуска...

Рекомендации по эффективному (Многократному!) снижению вероятности вторичного ДТП.

1. В автомобиле всегда должен быть белый яркий мигающий фонарь, который необходимо включить и разместить на крыше, лучем навстречу транспортному потоку!

Фонарь дожен быть всегда "под рукой", например, в "бардачке".

(Подходящим универсальным вариантом являются китайские налобные фонари с переменной фокусировкой луча и разнесенным блоком на 2-4 аккумулятора с форм-фактором "18650" или "21700").

-3

Такие аккумуляторы, в абсолютном большинстве случаев, литиевые с удобно низким током саморазряда (если фонарь не используется, заряд аккумуляторов можно проверять не чаще чем 4 раза в год). Однако, следует учитывать, что, в комплекте с таким фонарем, аккумуляторы поставляются, как правило, с кратно уменьшеной энергоемкостью. Их желательно сразу заменить на нормальные.

Еще, Вам может встретиться в продаже вот такой автомобильный фонарь.

-4

Он неплохо изготовлен, имеет удобную опору, тоже использует аккумуляторы 18650 или 21700, у красного светового треугольника есть режим мигания, однако, по заметности и эффективности обозначения т/с на дороге он сильно уступает белому мигающему фонарю с переменной фокусировкой, особенно, в светлое время и, тем более, при ярком солнце.

Вместо одного из двух необходимых знаков а/о такой треугольник возить можно, но белый мигающий фонарь он Не заменяет.

Важно!

Белый мигающий фонарь необходимо включить именно в режим мигания и разместить на крыше автомобиля, как можно быстрее после остановки!!!

Сопоставимого по стоимости (1000-1500р.) способа более эффективно обозначить аварийное т/с на дороге не существует).

(Особо принципиальный инспектор ДПС ГИБДД, теоретически, может оштрафовать Вас за такой фонарь, т.к. де-юре он будет являтся непредусмотренным конструкцией т/с внешним световым прибором, но будьте уверены, что абсолютное большинство ИДПСов поймут Ваше стремление выжить после остановки в пределах дороги. Кроме того, размер маловероятного штрафа несопоставим с создаваемой пользой).

2. В автомобиле должно быть ДВА знака аварийной остановки.

При остановке надороге с МРС свыше 60 км/ч, один из знаков должен быть выставлен на расстоянии 100-200 метров до автомобиля, второй, на расстояни 30 - 50 метров.

Оба знака должны быть хорошо видны на дороге, как днём, так и ночью!

У многих знаков а/о, продающихся в РФ, отвратительно низкий коэффициент световозвращения - необходимо выбирать Хорошие знаки).

"Похоронный" знак а/о". Днем он еще может быть виден издалека благодаря треугольнику из пленки яркого цвета, но в темное время суток он заметен на дороге намного хуже, чем, к примеру, прозрачная канистра с водой, которая работает в качестве световозвращателя намного лучше, чем подобный знак.
"Похоронный" знак а/о". Днем он еще может быть виден издалека благодаря треугольнику из пленки яркого цвета, но в темное время суток он заметен на дороге намного хуже, чем, к примеру, прозрачная канистра с водой, которая работает в качестве световозвращателя намного лучше, чем подобный знак.

Хороший (нормальный) знак а/о в свете фонарика-вспышки камеры смартфона.
Хороший (нормальный) знак а/о в свете фонарика-вспышки камеры смартфона.

3. Флюорисцирующий зелёный жилет со световозвращающими полосами должен быть надет водителем не позднее, чем в момент выхода из автомобиля (жилет совершенно компактен в сложенном состоянии и должен перевозиться в "бардачке", никак не в багажнике)!

Будьте уверены, что подсознание российских водителей скажет им, что на дороге, вероятнее всего, появился ИДПС, поскольку, жилет отчетливо заметен на расстоянии до нескольких сотен метров, а наличие полицейской формы - на 150-200 метрах максимум).

Жилет, как и знаки а/о следует проверить перед покупкой (или перед размещением в автомобиле) на предмет качества световозращающей функции.
Для этого, достаточно развернуть жилет, знак а/о, отойти от них на 3-5 метров, включить фонарик смартфона, направить фонарик на жилет, знак а/о и поднять смартфон на уровень своих глаз. Хорошее световозвращение сразу станет очевидным (плохое - тоже).

Алгоритм действий по остановке на проезжей части или на опасной обочине.

1. Включение Аварийной сигнализации с подачей не менее 5-7 длинных звуковых сигналов - по возможности, это следует выполнить это ещё до остановки.

В условиях недостаточной видимости необходимо продолжать подавать длинные звуковые сигналы до тех пор, пока транспортный поток не снизит скорость.

2. (Не выходя из автомобиля!) Включение и размещение на крыше автомобиля мигающего фонаря, светящего навстречу потоку (потрудитесь установить фонарь на крыше, именно не выходя из автомобиля, это, с большой вероятностью, сохранит здоровье и жизнь Вам и пассажирам).

Если вы выбрали фонарь с переменной фокурировкой - отлично! Это увеличит эффективную дальность его обнаружения водителями, при условии, что вы установите фокус в среднее положение.
Дальний узкий фокус сужает луч и он может стать плохо заметным даже при незначительном отклонении оси линзы от верного направления, а максимально широкий фокус сильно снижает заметность луча на дистанции свыше 100м.
Вам нужно, чтобы луч был хорошо заметен даже в солнечный день для водителей во всех попутных рядах движения, с расстояния 200-300 метров, чего как раз и позволяет добиться средняя фокусировка!

3. Выход из автомобиля с одновременным одеванием сигнального жилета (он всегда должен быть в салоне под рукой). Жилет должен быть застегнут! Распахнутый жилет заметен намного хуже.

4. Необходимо осмотреться и, затем, сразу, быстро и безопасно высадить из салона всех пассажиров и отвести их за пределы дороги. (Все пассажиры должны перемещаться по проезжей части и обочине исключительно под Вашим прикрытием, поскольку, на Вас надет жилет, а ни них - нет!)

Пассажиры должны находиться За пределами дороги, это означает НЕ на обочине, а Вне таковой, поскольку, есть достаточно любителей объезжать препчтствия по обочине без снижения скорости...

5. Необходимо произвести выставление Двух знаков а/о, одного, на расстоянии, согласно ПДД, и второго, на расстоянии, из рассчета 1 метр дистанции на 1км/ч максимально разрешённой на данном участке дороги скорости движения, а лучше, на расстоянии Не менее 100 метров от автомобиля во всех случаях остановки на дорогах с высокими скоростями движения.

Если речь про автомагистраль, или другую оживленную дорогу, значит, заранее развернутый знак а/о несём двумя руками над головой, сигнальной стороной навстречу потоку, а не в режиме "Прогулка с авоськой" (так пускай ходят по дороге те, кому жить надоело).

Внимание! Если при ДТП есть пострадавшие, убирать автомобили с проезжей части допустимо только по указанию сотрудников полиции.

Старайтесь не ставить автомобили на дороге в один ряд с расстоянием между кузовами менее 15 метров, так у вас будет дополнительный шанс выжить!

И никогда (если автомобили стоят на обочине и, тем более, на проезжей части)...! Никогда не стойте и не задерживайтесь:

- перед бамперами автомобиля, ни перед передним, ни перед задним;

- между автомобилями,

- сбоку от автомобиля, со стороны проезжей части.

Находиться всегда безопаснее сбоку от автомобиля со стороны обочины и копаться в багажнике - из того же положения!

Рекомендации юриста по грамотным действиям на месте ДТП читайте по данной ссылке:

Ваши лайки и подписка отлично помогают нам в работе и поднимают настроение Вам самим (вы всегда можете отменить лайк и подписку, если ваше настроение вообще не улучшится после клика по "пальцу вверх").

Вам - безопасности и ровного настроения!