Пасхальные яйца Фаберже – самые известные произведения гениального русского ювелира. Традиция дарить их на Пасху возникла после того, как в 1885 году Карл Фаберже изготовил самое первое яйцо «Курочка», которое принадлежит сегодня Музею Фаберже в Санкт-Петербурге.
Яйцо было заказано императором Александром III в подарок супруге императрице Марии Федоровне. Точно неизвестно, что побудило императора заказать яйцо с сюрпризом. Есть мнение, что Александр III мог быть движим желанием подарить императрице пасхальное яйцо, похожее на то, что было в коллекции ее родителей – датского короля Кристиана IX и королевы Луизы.
Это пасхальное яйцо было изготовлено во Франции около 1720 года по заказу принцессы Шарлотты Орлеанской. Позднее оно было подарено принцессе Каролине Матильде Великобританской, будущей королеве Дании и так оказалось в датской королевской коллекции. В будущем яйцо перешло от королевы Марии Софии Фредерики королеве Луизе – матери Марии Федоровны.
Датское пасхальное яйцо состоит из пяти элементов – яичной скорлупы из слоновой кости, внутреннего золотого яйца, золотой курочки, перышки которой покрыты цветной эмалью. Внутри курочки находились два сюрприза – золотая корона, инкрустированная драгоценными камнями и жемчугом и перстень, помещавшийся в короне.
Но датское пасхальное яйцо было не единственным вдохновлявшим Карла Фаберже. На сегодняшний день помимо него известны еще два схожих пасхальных яйца XVIII века. Самое раннее из трех находится в коллекции дрезденской сокровищницы «Зеленый свод». Это золотое яйцо Август Сильный приобрел на пасхальной ярмарке в Лейпциге в 1705 году.
Внутри пасхального яйца тоже скрывалась золотая курочка, а внутри курочки – бриллиантовые корона с перстнем. Современные фотографии, сделанные специалистами дрезденского музея, наглядно демонстрируют, как открывается яйцо и все его элементы.
Каждый сюрприз дрезденского яйца был сделан с большим мастерством. Миниатюрная курочка отлита из золота и имеет богатое рельефное оперение и рубиновые глазки. А корона представляет собой печать. В ее донышко вмонтирована инталия с изображением кораблика в бурном море и зеркально отраженной надписью «CONSTANT MALGRE L'ORAGE», что переводится, как «Стойкий, вопреки шторму».
Также у яйца откручивалась верхушка. Внутри, под небольшой крышечкой скрывается носик, на который, как предполагают исследователи, насаживалась пропитанная ароматной эссенцией губка. Таким образом, этот изысканный сувенир не только радовал глаз, но и источал при открывании приятный аромат.
Золотое пасхальное яйцо было одним из главных ювелирных шедевров Августа Сильного. В XIX веке оно считалось символом ювелирной коллекции курфюрста и фигурировало в музейных путеводителях. В 1860-х годах Карл Фаберже несколько лет обучался в Дрездене и часто посещал «Зеленый свод», где почти наверняка видел это золотое яйцо.
Третье пасхальное яйцо находится в коллекции венского Музея истории искусств. Оно было создано в первой половине XVIII века, возможно, в 1720-х годах, так как курочка в яйце идентична курочке датского яйца. Она сидит в той же позе на сложенных лапках и ее перышки тоже покрыты цветной эмалью, только синего и зеленого цветов. Отличаются у курочек и глазки. У датской они бриллиантовые, а у венской – рубиновые (как у дрезденской). Корона и кольцо тоже имеют несколько иной дизайн, хотя в целом все три экземпляра схожи между собой.
Разрабатывая пасхальное яйцо по заказу Александра III, Фаберже не копировал какое-то из яиц XVIII века, а создал собственное очень тонкое и изысканное произведение. Однако, очевидно, что Карл Густавович обращается к наиболее интересным для него идеям своих предшественников. Так, в датском яйце ему понравилась натуралистичная белая скорлупка, а в дрезденском – золотая курочка с рельефными перышками, не покрытыми эмалью.
Пасхальное яйцо Фаберже было изготовлено из золота и покрыто шероховатой опаковой эмалью, напоминающей натуральную скорлупу. Внутри яйца находится желток из матового золота, содержащий курочку с рубиновыми глазками. Фигурка курочки выполнена из разноцветного золота и поражает богатым и реалистично исполненным рельефным оперением.
Внутри курочки находились два утраченных ныне сюрприза. Первый сюрприз был таким же, как во всех пасхальных яйцах XVIII века – миниатюрная императорская корона, богато украшенная бриллиантами. Вторым сюрпризом изначально тоже должен был стать перстень, но Александр III решил заменить его на подвеску в виде яйца, о чем 1 февраля 1885 года написал своему брату Великому Князю Владимиру Александровичу, курировавшему изготовление подарка для императрицы:
«…Это может быть очень мило. Я полагал бы заменить последний сюрприз маленьким яйцом из какого-нибудь драгоценного камня. Пожалуйста, переговори с Фаберже, я буду тебе очень признателен. Саша»
Великий князь исполнил просьбу брата и 21 марта 1885 года отправил императору в Гатчину готовое пасхальное яйцо вместе с письмом, в котором писал, что драгоценный сувенир очень удался ювелиру и «своей тонкостью, и отделкой деталей заслуживает даже похвалы».
Далее он сообщает, что Фаберже удовлетворил пожелание императора и заменил кольцо роскошной рубиновой подвеской в виде яйца, исполненной из камня «безукоризненного качества» и даже поместил в футляр тоненькую золотую цепочку, чтобы императрица, если пожелает, могла носить этот изящный аксессуар.
Завершает письмо подробная инструкция, как открыть яйцо, чтобы «извлечь из его недр, скрывающиеся там сокровища».
В тот же день Александр III написал ответ из Гатчины:
«Очень благодарен тебе, любезный Владимир, за хлопоты по заказу, самое исполнение заказа, который удался как нельзя лучше и действительно работа очень тонкая и изящная. Объяснения твои о деликатной манипуляции с этой вещью так понятны, что легко были мною исполнены с полной удачей. Надеюсь, что это яйцо произведет эффект на будущую его обладательницу».
Подарок и правда произвел эффект, Мария Федоровна была в таком восторге от «Курочки», что заказ пасхальных яиц стал ежегодным. За следующие несколько десятилетий фирма Фаберже создала свыше 50 потрясающих яиц с сюрпризами, ставших всемирно-известными шедеврами ювелирного искусства и символами русской культуры конца XIX – начала XX века. Сегодня многие из них можно увидеть в коллекциях Музея Фаберже в Санкт-Петербурге и Оружейной палаты в Москве.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!