Найти в Дзене

Три пасхальных яйца XVIII века или как появились легендарные яйца Фаберже

Пасхальные яйца Фаберже – самые известные произведения гениального русского ювелира. Традиция дарить их на Пасху возникла после того, как в 1885 году Карл Фаберже изготовил самое первое яйцо «Курочка», которое принадлежит сегодня Музею Фаберже в Санкт-Петербурге.

Яйцо было заказано императором Александром III в подарок супруге императрице Марии Федоровне. Точно неизвестно, что побудило императора заказать яйцо с сюрпризом. Есть мнение, что Александр III мог быть движим желанием подарить императрице пасхальное яйцо, похожее на то, что было в коллекции ее родителей – датского короля Кристиана IX и королевы Луизы.

Золотое яйцо с курочкой. Франция, Ок. 1720 года. Королевская коллекция Дании
Золотое яйцо с курочкой. Франция, Ок. 1720 года. Королевская коллекция Дании

Это пасхальное яйцо было изготовлено во Франции около 1720 года по заказу принцессы Шарлотты Орлеанской. Позднее оно было подарено принцессе Каролине Матильде Великобританской, будущей королеве Дании и так оказалось в датской королевской коллекции. В будущем яйцо перешло от королевы Марии Софии Фредерики королеве Луизе – матери Марии Федоровны.

Датское пасхальное яйцо состоит из пяти элементов – яичной скорлупы из слоновой кости, внутреннего золотого яйца, золотой курочки, перышки которой покрыты цветной эмалью. Внутри курочки находились два сюрприза – золотая корона, инкрустированная драгоценными камнями и жемчугом и перстень, помещавшийся в короне.

Но датское пасхальное яйцо было не единственным вдохновлявшим Карла Фаберже. На сегодняшний день помимо него известны еще два схожих пасхальных яйца XVIII века. Самое раннее из трех находится в коллекции дрезденской сокровищницы «Зеленый свод». Это золотое яйцо Август Сильный приобрел на пасхальной ярмарке в Лейпциге в 1705 году.

Внутри пасхального яйца тоже скрывалась золотая курочка, а внутри курочки – бриллиантовые корона с перстнем. Современные фотографии, сделанные специалистами дрезденского музея, наглядно демонстрируют, как открывается яйцо и все его элементы.

Каждый сюрприз дрезденского яйца был сделан с большим мастерством. Миниатюрная курочка отлита из золота и имеет богатое рельефное оперение и рубиновые глазки. А корона представляет собой печать. В ее донышко вмонтирована инталия с изображением кораблика в бурном море и зеркально отраженной надписью «CONSTANT MALGRE L'ORAGE», что переводится, как «Стойкий, вопреки шторму».

Золотое яйцо с курочкой. Германия (?). До 1705 года. Государственные художественные собрания Дрездена
Золотое яйцо с курочкой. Германия (?). До 1705 года. Государственные художественные собрания Дрездена

Также у яйца откручивалась верхушка. Внутри, под небольшой крышечкой скрывается носик, на который, как предполагают исследователи, насаживалась пропитанная ароматной эссенцией губка. Таким образом, этот изысканный сувенир не только радовал глаз, но и источал при открывании приятный аромат.

Золотое пасхальное яйцо было одним из главных ювелирных шедевров Августа Сильного. В XIX веке оно считалось символом ювелирной коллекции курфюрста и фигурировало в музейных путеводителях. В 1860-х годах Карл Фаберже несколько лет обучался в Дрездене и часто посещал «Зеленый свод», где почти наверняка видел это золотое яйцо.

Пасхальное яйцо. Франция (?) или Германия (?). Первая половина XVIII века. Музей истории искусств, Вена
Пасхальное яйцо. Франция (?) или Германия (?). Первая половина XVIII века. Музей истории искусств, Вена

Третье пасхальное яйцо находится в коллекции венского Музея истории искусств. Оно было создано в первой половине XVIII века, возможно, в 1720-х годах, так как курочка в яйце идентична курочке датского яйца. Она сидит в той же позе на сложенных лапках и ее перышки тоже покрыты цветной эмалью, только синего и зеленого цветов. Отличаются у курочек и глазки. У датской они бриллиантовые, а у венской – рубиновые (как у дрезденской). Корона и кольцо тоже имеют несколько иной дизайн, хотя в целом все три экземпляра схожи между собой.

Разрабатывая пасхальное яйцо по заказу Александра III, Фаберже не копировал какое-то из яиц XVIII века, а создал собственное очень тонкое и изысканное произведение. Однако, очевидно, что Карл Густавович обращается к наиболее интересным для него идеям своих предшественников. Так, в датском яйце ему понравилась натуралистичная белая скорлупка, а в дрезденском – золотая курочка с рельефными перышками, не покрытыми эмалью.

Пасхальное яйцо Фаберже было изготовлено из золота и покрыто шероховатой опаковой эмалью, напоминающей натуральную скорлупу. Внутри яйца находится желток из матового золота, содержащий курочку с рубиновыми глазками. Фигурка курочки выполнена из разноцветного золота и поражает богатым и реалистично исполненным рельефным оперением.

Внутри курочки находились два утраченных ныне сюрприза. Первый сюрприз был таким же, как во всех пасхальных яйцах XVIII века – миниатюрная императорская корона, богато украшенная бриллиантами. Вторым сюрпризом изначально тоже должен был стать перстень, но Александр III решил заменить его на подвеску в виде яйца, о чем 1 февраля 1885 года написал своему брату Великому Князю Владимиру Александровичу, курировавшему изготовление подарка для императрицы:

«…Это может быть очень мило. Я полагал бы заменить последний сюрприз маленьким яйцом из какого-нибудь драгоценного камня. Пожалуйста, переговори с Фаберже, я буду тебе очень признателен. Саша»

Великий князь исполнил просьбу брата и 21 марта 1885 года отправил императору в Гатчину готовое пасхальное яйцо вместе с письмом, в котором писал, что драгоценный сувенир очень удался ювелиру и «своей тонкостью, и отделкой деталей заслуживает даже похвалы».

Далее он сообщает, что Фаберже удовлетворил пожелание императора и заменил кольцо роскошной рубиновой подвеской в виде яйца, исполненной из камня «безукоризненного качества» и даже поместил в футляр тоненькую золотую цепочку, чтобы императрица, если пожелает, могла носить этот изящный аксессуар.

Завершает письмо подробная инструкция, как открыть яйцо, чтобы «извлечь из его недр, скрывающиеся там сокровища».

Карл Фаберже. Пасхальное яйцо "Курочка". 1885. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Карл Фаберже. Пасхальное яйцо "Курочка". 1885. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

В тот же день Александр III написал ответ из Гатчины:

«Очень благодарен тебе, любезный Владимир, за хлопоты по заказу, самое исполнение заказа, который удался как нельзя лучше и действительно работа очень тонкая и изящная. Объяснения твои о деликатной манипуляции с этой вещью так понятны, что легко были мною исполнены с полной удачей. Надеюсь, что это яйцо произведет эффект на будущую его обладательницу».

Подарок и правда произвел эффект, Мария Федоровна была в таком восторге от «Курочки», что заказ пасхальных яиц стал ежегодным. За следующие несколько десятилетий фирма Фаберже создала свыше 50 потрясающих яиц с сюрпризами, ставших всемирно-известными шедеврами ювелирного искусства и символами русской культуры конца XIX – начала XX века. Сегодня многие из них можно увидеть в коллекциях Музея Фаберже в Санкт-Петербурге и Оружейной палаты в Москве.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!

Еда
6,93 млн интересуются