Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Стенд для балансировки велоколес, за которым работали подростки на Харьковском Велозаводе в 1946 году. Из коллекции Веломузея.

Очень необычный экспонат коллекции Веломузея, имеющий прямое отношение к истории советской велосипедной промышленности и истории Харьковского Велозавода. Этот неказистый на вид предмет мебели – не что иное, как стенд для сборки и балансировки велосипедных колес, построенный и использовавшийся на Харьковском Велосипедном Заводе в первые послевоенные годы.

Стенд для сборки и балансировки велоколес с Харьковского Велосипедного Завода. 1945-46 год.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Стенд для сборки и балансировки велоколес с Харьковского Велосипедного Завода. 1945-46 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Стенд для сборки и балансировки велоколес с Харьковского Велосипедного Завода. 1945-46 год.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Стенд для сборки и балансировки велоколес с Харьковского Велосипедного Завода. 1945-46 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Стенд для сборки и балансировки велоколес с Харьковского Велосипедного Завода. 1945-46 год.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Стенд для сборки и балансировки велоколес с Харьковского Велосипедного Завода. 1945-46 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Во время эвакуации ХВЗ в 1941-м удалось вывезти далеко не все станки и материалы завода – многое пришлось оставить, так как не хватало вагонов даже для наиболее важного оборудования. Многое было закопано и сокрыто на территории предприятия, что-то пришлось просто оставить. Немцы во время оккупации кое-что из сокрытого нашли и собирали в небольших количествах велосипеды из оставленных запчастей, хотя основным профилем предприятия был ремонт автомобилей, гусеничной техники и артиллерии малых калибров. После освобождения города в 1943-м был произведен осмотр ХВЗ и составлен отчет о повреждениях завода. В литературе по истории предприятия утверждается, что завод был практически разрушен, но в действительности это не соответствует истине. Согласно отчету, в один из цехов попала авиабомба, но пострадала только крыша. Большинство цехов получили повреждения остекления, но других повреждений не имели. Еще при эвакуации в 1941-м нашими саперами была взорвана газостанция и паровые котлы; немцы же при отступлении здания завода и стационарное оборудование не повредили, хотя вывезли кое-что из станков. В целом, завод сохранился гораздо лучше большинства харьковских предприятий.

Стенд для сборки и балансировки велоколес с Харьковского Велосипедного Завода. 1945-46 год.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Стенд для сборки и балансировки велоколес с Харьковского Велосипедного Завода. 1945-46 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Стенд для сборки и балансировки велоколес с Харьковского Велосипедного Завода. 1945-46 год.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Стенд для сборки и балансировки велоколес с Харьковского Велосипедного Завода. 1945-46 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

При возрождении велопроизводства в 1945-м стала очевидной нехватка оборудования и приспособлений. Выход был найден в изготовлении недостающего из подручных материалов. Так, плотники сделали стенды для сборки колес и велосипедов из дерева и металлических деталей, изготовленных прямо на месте. До войны сборка колес велась на специализированных массивных металлических стендах, а после войны некоторое время пользовались импровизированными деревянными приспособлениями. Один из таких стендов был найден в 2015 году при разборке одного из старых цехов завода и предложен мне. Я, конечно же, приобрел этот исторический предмет и теперь он хранится в фондах Веломузея. Годом позже обнаружения стенда я получил из Харькова негативные фотопленки, на которых были запечатлены помещения завода, производственные процессы, а, главное – люди, работавшие на ХВЗ. На нескольких кадрах с этих пленок оказался зафиксирован процесс сборки велосипедных колес, который велся как раз на деревянных импровизированных стендах, аналогичных моему! На фото видно, что многие рабочие, задействованные на этой производственной операции – подростки; вероятно, ученики Фабрично-Заводского Училища. В будущем я собираюсь создать масштабную экспозицию, посвященную отечественному велопрому, в которой вышеозначенному экспонату найдется почетное место!

Подросток балансирует заднее колесо велосипеда. Фото 1946 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Подросток балансирует заднее колесо велосипеда. Фото 1946 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В этой публикации вы можете увидеть уникальные фотографии, сделанные в цехах Харьковского Велозавода во второй половине 1940-х годов:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Подросток балансирует заднее колесо велосипеда. Фото 1946 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Подросток балансирует заднее колесо велосипеда. Фото 1946 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ученик ФЗУ балансирует переднее колесо велосипеда. Фото 1946 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Ученик ФЗУ балансирует переднее колесо велосипеда. Фото 1946 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.