В 2016 году при сносе одного из корпусов Харьковского велозавода демонтажники нашли коробку с проявленными негативными фотопленками. Коробка была куплена «не глядя» для коллекции Веломузея. Сохранность пленок оказалась разной - часть из них сильно повреждена сыростью и грибком. Но, в результате долгих трудов по реставрации и сканированию фотопленок было получено более 500 уникальных кадров, запечатлевших жизнь Харьковского Велосипедного Завода 1946-1951 годов! Вероятно, съемка велась для заводской газеты "Велоударник" (некоторое количество этих газет имеется в коллекции Веломузея).
Объектив неизвестного фотографа запечатлел производственные помещения завода, работников, технологические процессы, оборудование, готовую продукцию, выставки, в которых принимал участие ХВЗ, портреты рабочих и служащих, события заводской жизни, и даже стенгазету "Вело-Крокодил"! Некоторые фотографии представляют огромный интерес, а какие-то малоинтересны... Многие изображения будут использованы в готовящейся к изданию моей книге по истории Харьковского Велозавода.
После освобождения Харькова от оккупантов было проведено обследование харьковских предприятий. Велозавод, как оказалось, пострадал меньше других – перед оставлением города в 41-м взорвали котельную и газостанцию, а в результате бомбежек и артобстрелов было повреждено несколько цехов; почти все корпуса лишились остекления. В 1944-м завод был реэвакуирован из Средней Азии, куда его вывезли в 1941-м. Вернулся инженерно-технический персонал, служащие и опытные мастера, имевшие «бронь» от призыва на фронт. В 1946 году ХВЗ был частично восстановлен и возродилось производство велосипедов.
В первые послевоенные годы завод испытывал сильнейший кадровый голод – большинство рабочих довоенной поры не вернулись в фронтов или стали инвалидами. Работали в основном подростки и женщины. Подростки днем были заняты на производстве, где им доверяли несложные технологические операции вроде опиловки рам после пайки и сборки колес, а вечером учились в ФЗУ (школа фабрично-заводского обучения) при заводе. Завод "ковал новые кадры", а молодежь была "при деле", что устраивало всех. Платили немного, но зато обучали и неплохо кормили, что в полуголодные послевоенные годы очень ценилось...
Судя по попавшим в коллекцию Веломузея документам Профкома ХВЗ, многие из этих подростков, начавших трудовую деятельность в послевоенные годы, так и проработали на родном велозаводе всю свою жизнь!
На заводе работало много женщин – еще в годы войны они заняли пустующие места своих братьев и мужей возле станков и верстаков. Многие из них в совершенстве владели своими рабочими профессиями и по производительности труда опережали мужчин! В послевоенное время женщин постепенно освобождали от наиболее тяжелого труда и их места занимали молодые ребята – выпускники ФЗУ.
В 1946 году, к которому относится большинство найденных фотографий, завод изготовил более 50000 веломашин.