Найти тему

ТА-6 – уникальный прибалтийский автобус

Всем привет!

Как ни странно, список моделей автобусов, выпускаемых в СССР, не был скудным, поскольку помимо всех известных моделей, в нем присутствовали машины, создаваемые или для определенного министерства, или с целью обслуживания пассажирских перевозок в отдельных регионах огромной страны. Это и Кубань-Г1, и ПАГ-2М, и наш сегодняшний герой – ТА-6, или «Тарту».

Источник фото: karopka.ru
Источник фото: karopka.ru

Автобус был создан в 1955 г. на базе вездесущего горьковского грузовика ГАЗ-51, о котором я писал здесь. Но если большинство автобусов на базе этого грузовика были капотными, то эстонские машиностроители пошли иным путем, создав автобус прогрессивной конструкции и не забывая при этом об эстетике.

Первый образец ТА-6. Источник фото: cartruckbus.ru
Первый образец ТА-6. Источник фото: cartruckbus.ru

Но как это часто бывало в СССР, в серию пошел упрощенный автобус, на котором уже почти не было декоративных элементов, а единственная дверь для пассажиров вместо автоматической стала ручной.

ТА-6 сзади. Источник фото: drive2.ru
ТА-6 сзади. Источник фото: drive2.ru

Зато салон автобуса по тем временам был необычен. Хотя в нем был слишком высокий пол, зато 25 пассажиров могли ехать сидя и 6 стоя. Капотные автобусы на базе ГАЗ-51 такой вместимостью похвастаться не могли.

Водитель же получал в распоряжение необходимый минимум приборов, тяжелый руль и рычаг 4-ступенчатой коробки передач, а также доступ прямо из кабины к двигателю, аналогичному тому что стоял на ГАЗ-51, объемом 3,5 л и мощностью 70 л.с.

Водительское место ТА-6. Источник фото: fotobus.msk.ru
Водительское место ТА-6. Источник фото: fotobus.msk.ru

ТА-6 «Тарту» выпускался до 1960 г. и отправлялся в основном на маршрутные перевозки в Прибалтику. Но некоторые машины попали в другие регионы СССР. Всего же было выпущено около 1338 таких машин, после чего в Тарту уже не выпускали новые автобусы, а лишь производили капитальный ремонт уже готовых кузовов, при этом немного меняя внешний вид самого автобуса:

Источник фото: avto-nomer.ru
Источник фото: avto-nomer.ru

Так продолжалось вплоть до распада СССР. Сегодня в живых осталось мало таких автобусов, и почти все они осели на территории Эстонии. В нашей же стране остался только один ТА-6, который, по всей видимости, работал в Подмосковье. Его состояние оставляет желать лучшего, но по некоторым данным, автобус собираются реставрировать.

Единственный ТА-6 в России. Источник фото: drive2.ru
Единственный ТА-6 в России. Источник фото: drive2.ru

ТА-6 «Тарту» - внешне малопримечательный, но все же важный для прибалтийских республик автобус. Благодаря их производству и ремонту автозавод в Тарту набрался опыта и сегодня собирает новые высокотехнологичные машины.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!

Автобусы
2498 интересуются