Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Самый убойный истребитель японцев, дававший прикурить хваленым «Мустангам» и «Корсарам». И это не «Зеро»

Японцы, как и немцы, слишком поздно приступили к разработке кардинально новых типов боевых самолетов, и потому все лучшие образцы японской авиатехники хоть и успели повоевать, показав потрясающие результаты, но война быстро закончилась. После войны американцы признали, что в 1944-м японцы запустили в серию свой лучший истребитель Ki-84 «Хаяте», который наносил союзникам буквально опустошительный урон, но качественных материалов для производства и опытных пилотов для ведения воздушных сражений уже не было, и американцам в этом сильно повезло.

Ki-84 "Hayate", он же "Фрэнк" по американской кодовой терминологии
Ki-84 "Hayate", он же "Фрэнк" по американской кодовой терминологии

Когда речь заходит об авиации Второй Мировой войны, в частности – истребительной, то сплошь и рядом упоминаются «Яки» и «Лавочкины», «Мессеры» и «Спитфайры», «Мустанги» и «Макки». А вот японские истребители если и вспоминаются, то только единственно в лице «Зеро».

Ki-84 в полете
Ki-84 в полете

Как будто у японцев в те годы только «Зеро» был лучшим. Может, кто не знает, знаменитый A6M «Зеро» блистал только пару лет, а если брать войну на Тихом океане, то уже к концу 1942-го он не мог бороться на равных даже с двухмоторным американским «Лайтнингом» P-38, у которого горизонтальная скорость полета была чуть ли не на 100 км/ч выше - 650 км/ч против 560 км/ч.

Ki-84 в производственном цеху
Ki-84 в производственном цеху

Но были у японцев и самолеты, которые могли тягаться и с лучшими образцами американской и британской техники, а кое в чем и сильно превосходили их. Правда, они в основном появлялись в конце войны, годах так в 1944-1945-х, и потому не особо могли повлиять на ее ход из-за того, что как раз в этот период у японцев практически закончились более-менее опытные пилоты, а у американцев их было в любые времена хоть отбавляй.

Варианты боевой окраски Ki-84
Варианты боевой окраски Ki-84

Хочу рассказать об одном японском истребителе, который вступил в бой в начале 1944 года и провоевал до самого конца войны, но не смог проявить свои лучшие качества в массовом порядке из-за его неправильного использования. А вот американцы оценили эту машину практически сразу же, потому что попадались им в воздушных боях и асы, которые многим американским пилотам представили новую машину как надо.

Ki-84, проекции сверху и снизу
Ki-84, проекции сверху и снизу

Речь идет о сухопутном истребителе Ki-84 фирмы «Накадзима», известный японцам как «Хаяте» («Hayate» - «Буря»), а американцам, как «Фрэнк» (кодовое обозначение).

Эти «Фрэнки» за полтора года своей боевой биографии наделали американцам немало бед, даже невзирая на то, что в основном они управлялись малоопытными пилотами. Правда, они несли и большие потери по этой же причине, но в большинстве случаев свою задачу выполняли.

Ki-84 на полевом аэродроме
Ki-84 на полевом аэродроме

Американцы сразу поняли, что столкнулись с самым настоящим драконом, и уже после войны, облетав трофейные образцы этого истребителя, знаменитые американские асы заявляли, что это лучший истребитель японцев. И если бы не проблемы производства, которые создавали американские бомбардировочные силы, нещадно бомбя японские авиационные заводы, и не убыль опытных пилотов, то «Фрэнк» вполне был бы способен повлиять на ход войны весьма кардинально.

Японские пилоты у боевого Ki-84
Японские пилоты у боевого Ki-84

Сохранились свидетельства многих американских летчиков – пилотов «Мустангов», «Корсаров», «Хэллкэтов» и «Тандерболтов», которые рассказывали, что с опытным пилотом на исправном «Фрэнке» ничего нельзя было сделать. Было очень много случаев, когда с десяток американских истребителей нападали на одиноко летящий Ki-84, но не только не могли сбить его, но и сами бывали сбиты, причем «Фрэнк» неизменно после боя уходил без особых повреждений.

Ki-84 вылетает на боевое задание
Ki-84 вылетает на боевое задание

Хоть скорость горизонтального полета «Хаяте» была ниже на несколько десятков километров в час (650 км/ч против 700), чем у «Мустанга» или «Корсара», но значительно выше была маневренность и, главное - скороподъемность, и на пикировании японский истребитель мог легко уйти от любого американского самолета, а от хваленого «Хэллкэта» - даже в горизонтальном полете, который с трудом развивал скорость выше 600 км/ч.

Ki-84 в небе. Рисунок, реконструкция
Ki-84 в небе. Рисунок, реконструкция

Но вот как раз беда Ki-84 и была в том, что большинство японских летчиков тонкостями летного мастерства не обладали, поэтому и несли «Хаяте» довольно большие потери. Также сказывалось еще и качество производства, когда в конце войны у японцев не было прочных металлов и хороших квалифицированных рабочих. Это все приводило к тому, что около половины всех потерь этого истребителя были не боевыми.

Ki-84 на обслуживании
Ki-84 на обслуживании

Часто в полете отказывал мотор, при взлете ломались стойки шасси. Качество бензина тоже было решающим, а даже в 1944-м, когда Ki-84 вступил в бой, хороший бензин у японцев был уже редкостью.

Но в остальном «Хаяте» был прекрасным истребителем. Было выпущено всего 3,5 тысячи самолетов, что в условиях тотальной авиационной войны, когда американцы задействовали против Японии чуть ли не 100 тысяч собственных самолетов, это количество было просто мизерным. Японские пилоты как могли били американцев, и, как упоминалось выше, нанесли им много поражений. Опытные пилоты на Ki-84 неизменно выходили победителями над новейшими «Мустангами» и «Корсарами», и на счету некоторых из них было по десятку побед только над лучшими истребителями, не считая других, менее совершенных типов, а также бомбардировщиков.

Ki-84 с подвесными топливными баками. Рисунок, реконструкция
Ki-84 с подвесными топливными баками. Рисунок, реконструкция

К слову говоря, «Хаяте» был прекрасно вооружен. Кроме двух 12-мм пулеметов в крыльях размещались две 20-мм пушки, также к фюзеляжу подвешивались бомбы, что превращало истребитель в очень эффективный пикирующий бомбардировщик. Кстати, именно в качестве такого бомбардировщика и штурмовика «Хаяте» больше всего и боялись американцы. При налете нескольких десятков «Фрэнков» позиции союзников превращались в выжженную пустыню. Правда, домой возвращались далеко не все Ki-84, потому что у американцев была прекрасная ПВО, тем не менее, урон наступающим союзникам наносился колоссальный и очень сильно тормозил продвижение.

Ki-84 без окраски, в роли перехватчика
Ki-84 без окраски, в роли перехватчика

Но в итоге, конечно же, американцы победили. Можно сколько угодно спорить о том, насколько быстро они победили бы (или победили бы вообще), если бы количество японских «Фрэнков» с опытными пилотами было не 3,5 тысячи, а хотя бы сопоставимо с количеством «Мустангов», «Корсаров» и «Хэллкэтов» с «Тандерболтами». Но факт остается фактом: к концу войны японцы создали самолет, который в целом не уступал лучшим американским образцам.

Ki-84 на испытаниях в США после войны
Ki-84 на испытаниях в США после войны

Конечно, были у японской армии и флота еще некоторые образцы истребительной авиатехники, которые на равных дрались со всеми американскими и английскими истребителями и вдобавок легко били «Суперкрепости». Можно вспомнить перехватчики J2M «Raiden» («Гром», или «Джек»), N1K-J «Shiden» («Молния», или «Джордж») и Ki-100, который американцы все время путали с «Фрэнком» за схожесть силуэтов, а японцы никакого имени собственного ему не дали.

Но об этих выдающихся истребителях я расскажу в других своих публикациях.

Ki-84 в музее
Ki-84 в музее
Ki-84 в музее, вид спереди
Ki-84 в музее, вид спереди

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Во время Второй Мировой японцы создавали лучшие в мире боевые самолеты. Просто их было мало

Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro

Немецкий «Маус», почти 190 тонн весом - самый гигантский танк в истории мирового танкостроения