Итальянские авиаконструкторы во время Второй Мировой войны разработали два прекрасных истребителя, которые ничем не уступали лучшим образцам истребителей союзников и дрались с ними на равных. Это были Макки C.202 Folgore и его коренная модификация C.205 Veltro. Правда, произведены были эти одни из лучших истребителей того времени в относительно небольших количествах – 1150 и 302 экземпляров соответственно.
Во время Второй Мировой войны определилось несколько держав, обладавших собственной боевой авиацией. Это были Германия, Великобритания, США, СССР, Япония, Италия и Франция. Во втором эшелоне находились Польша, Румыния и Голландия, которые тоже имели собственную авиацию, то есть не закупленные в третьих странах самолеты, а созданные самостоятельно.
Если касаться истребительной авиации, которая теоретически стояла на третьем месте после бомбардировочной и разведывательной, но фактически имела главный приоритет, то тут несомненными лидерами были Германия, Великобритания, США и СССР, также сюда можно причислить и Японию.
А вот итальянские истребители почему-то упоминаются военными историками очень скупо, как будто не было у итальянцев истребителей, которые на равных могли бы противостоять лучшим иностранным образцам. Но дело тут, скорее всего, в малочисленности. Даже японские истребители строились гораздо большими «тиражами», чем итальянские, и то многие прекрасные образцы боевой авиатехники Страны Восходящего Солнца сегодня или малоизвестны, или совсем не на слуху.
Да, у Италии с массовостью авиатехники во время WWII дело обстояло неважно – самые перспективные истребители выпускались даже не тысячами, а сотнями, а так как Италия воевала на довольно небольшом театре военных действий, то и авиационные подвиги ее были относительно скромными, и упомянутыми только в специализированных исследованиях.
Тем не менее к 1941 году Италия обладала истребителем, который мог на равных драться и со «Спитфайром», и с «Мустангом», и с «Яком», что он и доказал, несмотря на свою малочисленность. Это был Macchi C.202 Folgore, он вступил в бой в 1941-м, но до конца войны было произведено всего чуть более 1000 штук. Сами понимаете, при такой малой численности трудно прославиться, но зато английские, американские, и даже советские летчики смогли убедиться в том, что это самолет не абы какой, а очень опасный.
До ввода в строй Folgore основу итальянской истребительной авиации составлял Macchi C.200 Saetta, который на конец 30-х обладал отличными характеристиками, но уже к 1941-му, в виду вступления в строй новых английских и американских истребителей или их модификаций, совершенно устарел. Главным недостатком этого самолета была малая скорость полета – всего 500 км/ч, когда британские «Спитфайры», американские «Лайтнинги» и немецкие «Мессершмитты» легко разгонялись до 600 км/ч и больше.
Именно в этот момент и появился Макки-202 «Молния», который вполне оправдал свою официальную кличку. Этот истребитель легко достигал скоростей 600 км/ч, имел маневренность не худшую, чем у всех его противников, да и пилоты опытные у итальянцев имелись в достатке. По сути это была существенная переделка «Саетты» с заменой двигателя с радиального на рядный жидкостного охлаждения. Соответственно была улучшена и аэродинамика, причем кардинально.
Одним из немногих недостатков этого самолета было то, что мощных двигателей итальянского производства для него не хватало, поэтому приходилось постоянно выпрашивать у немцев Даймлер-Бенц DB 601. Но немцам самим моторов не хватало, видимо, поэтому и было произведено «Молний» так мало – всего 1150 экземпляров.
Также «Молния» имела относительно слабое вооружение – всего 2 пулемета калибра 12,7 мм и два – 7,7 мм. И хотя итальянские летчики постоянно жаловались на этот недостаток, тем не менее, на эффективность применения истребителя это влияло несущественно, так как эскадрильи Macchi C.202 комплектовались опытными пилотами, которые умели разрабатывать тактику боя и применять ее даже с таким недостаточным вооружением.
Итак, несмотря на недостатки, на театрах военных действий Macchi C.202 проявил себя прекрасно. Дрался он с любыми вражескими истребителями на равных, и число его побед и потерь были сопоставимы с вражескими. В 1942 году 9 «Молний» перебросили на Восточный фронт под Сталинград, где им довелось потягаться с новейшими советскими истребителями. Правда, итальянцы не сбили там ни одного самолета, но зато и не потеряли ни одного своего. После окончания Сталинградской битвы в 1943-м «Молнии» улетели обратно в Италию, где им предстояло отражать высадку англо-американских войск на Сицилию.
Как раз в это же время итальянские инженеры разработали улучшенную версию 202-го - Macchi C.205 Veltro («Борзая»). Скорость нового истребителя возросла до 649 км/ч, и таким образом союзникам снова не удалось обскакать итальянцев, введя в строй «Мустанги» и «Тандерболты». Первые варианты этих истребителей имели скорость полета, сопоставимую с новейшими «Борзыми», а также с другими типами новейших итальянских истребителей - Fiat G.55 Centauro («Кентавр») и Reggiane 2005 Sagittario («Стрелец»).
Macchi C.205 Veltro, вступивший в строй в январе 1943-го, получил, кроме пулеметов, и две 20-мм пушки, что значительно усилило огневую мощь самолета. И хотя истребитель был произведен в количестве всего 302 штуки, он показал, что не менее опасен для авиации союзников, чем хваленые немецкие «Мессершмитты».
Правда, в том же году Италия в результате капитуляции разделилась на два противоборствующих лагеря – Муссолини продолжал сражаться за немцев, а итальянский король – за союзников, и «Борзым» пришлось драться друг с другом за разные стороны.
Некоторое количество Macchi C.202 Folgore и C.205 Veltro поступило в Люфтваффе, но в основном эти самолеты использовались в частях ПВО, защищая, в частности, румынские нефтепромыслы и крупные немецкие города от налетов союзных бомбардировщиков.
После окончания войны и «Молнии», и «Борзые» оставались на вооружении итальянских ВВС до 1951 и 1947 гг. соответственно. Сегодня этими машинами итальянцы могут гордиться вполне определенно, и несколько экземпляров бережно хранятся ими в музеях.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Во время Второй Мировой японцы создавали лучшие в мире боевые самолеты. Просто их было мало
Немецкий «Маус», почти 190 тонн весом - самый гигантский танк в истории мирового танкостроения