Все знают, что немцы всегда умели делать первоклассную технику, и особенно военную. И изобретенный немецкими инженерами в 1942 году 190-тонный танк прорыва «Маус» («Мышь») в нужный момент мог бы решить исход всей Второй Мировой войны. Но он просто опоздал, а потому сегодня считается «мертв0р0жденным монстром».
Вообще-то Германия не была родиной гигантомании, наподобие Америки, и если и строили немцы какие-то самые крупные в мире образцы техники, то это вызывалось практической необходимостью. Например, в Первую Мировую Германия произвела самое большое артиллерийское орудие и самый большой цеппелин (дирижабль).
Но такое гигантское орудие, как и гигантский дирижабль, необходимы были для выполнения боевых задач, которые впоследствии приняла на себя авиация. А больше в Германии никаких монстров практически не выпускалось – ни самых больших линкоров, ни самых больших самолетов, правда, осталась мода на самые большие пушки, воплотившиеся в двух осадных орудиях «Дора» и «Густав», но во Второй Мировой они показали свою полную неэффективность.
Однако мысли о монструозных технических новинках не давали Гитлеру покоя, и в 1942 году, учитывая огромные сложности с прорывом полевых укреплений Красной Армии на Восточном фронте, он дал приказ разработать танк-монстр, с которым не могла бы справиться ни артиллерия, ни авиация, ни минные заграждения. Немецкие инженеры с фирм «Крупп», «Даймлер-Бенц» и «Сименс» принялись за дело, и через несколько месяцев общий проект был готов.
Гитлеру макет нового танка прорыва под названием «Маус» («Мышь») показали в начале 1943-го, и он остался им доволен. Первоначально масса супер-танка должна была составить 150 тонн, но в результате множественных переделок и доработок его вес увеличился почти до 190 тонн. Впрочем, двигатель мощностью 2000 л. с. обеспечил даже такому тяжелому танку довольно сносную маневренность и удовлетворительную скорость в районе 20 км/ч (18 по пересеченной местности, и 25 – по шоссе).
В 1943 году планировалось выпустить не менее 120 таких танков, по крайней мере, столько было заказано корпусов и башен. Но уже к концу этого же года стало очевидным, что такой огромный план выполнить не удастся, так как союзники уже приступили к планомерному разрушению производственных мощностей Третьего Рейха. К середине 1944 года было изготовлено всего 6 «Маусов» (в разной степени готовности), но позже по приказу Гитлера 4 из них отправили в металлолом. Но два из них продолжили испытания, и на все новые и новые доработки и усовершенствования продолжали выделяться довольно большие деньги.
Работы по модернизации «Маусов», не пошедших в переплавку, продолжались до весны 1945 года, когда Красная Армия вплотную подошла к Берлину, недалеко от которого находился завод и полигон. Немцы взорвали оба «Мауса», но не совсем удачно, потому что впоследствии советские специалисты смогли собрать из двух машин одну и отправить ее в Советский Союз для изучения и проведения испытаний.
В целом советские танкисты отнеслись к «Маусу» с интересом, отметив его довольно хорошую маневренность при таком огромном весе. Но они также и увидели недостатки такого монстра, который при передвижении не мог транспортироваться по любым существовавшим мостам. Форсирование через реки могло осуществляться только в подводном положении в автоматическом режиме, и управление передавалось по кабелю. Однако это был не очень удобный вариант, так как для его осуществления требовалось предварительно очень долго исследовать дно реки, потому что танк мог легко застрять.
Однако «Маус» - это танк наступления, прорыва, и потому даже для начала 1943 года он был актуален. Но вот зачем его производством полным ходом занимались в 1944-м, когда у Гитлера не хватало и обычных вооружений – совсем непонятно. И если Гитлер не понимал, что война проиграна, то лица, ответственные за производство должны были прекратить тратить государственные деньги уже после Курской Дуги в 1943-м, а все ресурсы направить на изготовление «Тигров», «Пантер» и противотанковых средств, которые фронту требовались больше всего.
Некоторые специалисты считают, что супер-танк «Маус» попросту сломал всю немецкую танковую промышленность в самые критические для нее годы – 1943-1944-й, что он оказался той соломинкой, которая сломала хребет верблюду. И на самом деле – этот гигант перестал быть актуален уже в 1943-м, но на его разработку и производство были выброшены очень большие суммы, которые могли бы закрыть прорехи, нанесенные вражескими бомбардировками.
В общем, в итоге «Маус» достался Советскому Союзу и сегодня экспонируется в танковом музее в Кубинке под Москвой. Кстати, есть и в Германии достопримечательность, напрямую относившаяся к этому танку – это корпус цеха на полигоне в Куммерсдорфе под Берлином, в котором доделывался и переделывался «Маус».
В заключение следует сказать, что длина корпуса супер-танка без учета пушки составляла чуть более 9 метров, ширина корпуса – 3670 мм, высота – 3660 мм. Бронирование тоже было мощным – лоб корпуса и башни составляли соответственно 20 и 28 сантиметров, борт корпуса и башни - 20 и 22 см. В башне находилось два орудия – калибром 128 мм и 75 мм.
«Маус» оснащался авиационным бензиновым двигателем мощностью 2000 л. с. вместо планировавшихся дизелей. Немцы до конца войны так и не смогли решить проблемы эксплуатации дизельных двигателей в условиях сильных русских морозов, потому в основном использовали моторы карбюраторные, которые хоть и были надежнее, но были очень пожароопасными.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro
Во время Второй Мировой японцы создавали лучшие в мире боевые самолеты. Просто их было мало