Мало кто задумывался, какими удивительными являются глаза человека. Зрение позволяет нам опознавать, изучать то, что находится за километры, а то и миллионы километров от нас, исследовать космические просторы, наблюдая за звездным небом. Мы видим цвета, можем определить характеристики предметов, посмотрев на них. Это наша обыденность, но в то же время она же становится поразительной возможностью нашего организма.
Но не менее удивительными являются и наши уши, которые улавливают звуки, возникающие даже от дуновения ветра. Сами по себе звуковые колебания, издаваемые потоком воздуха, едва ли различимы. Но мы можем уловить результат взаимодействия ветра с окружающими предметами, их противостояния порывам воздуха.
Мы слышим шелест листьев, свисты, то, как вода во время прибоя разбивается о скалы, тиканье часов и рев моторов, смех и плач – все это позволяет человеку определять, что происходит вокруг него. Слова, передающие мысли людей; музыка, отражающая эмоции, душу – важнейшие части нашей жизни, рождающие в нас порой непередаваемые чувства радости, печали, счастья или грусти.
Однако наши уши отвечают не только за распознавание окружающих звуков. Они необходимы для пространственного понимания: где находится «верх», «низ», «стороны»; позволяют сохранять равновесие. Без такой функции мы не могли бы полноценно ходить, все время пошатываясь, как неопытный канатоходец. Из курса биологии мы помним, что среднее ухо состоит их раковины, выступающей звукоулавливателем, барабанной перепонки, расположенной на две слухового прохода, молоточка, выглядящего как три косточки, наковальни, стремечка за перепонкой. В глубине ушного канала за перепонкой находятся полукружные каналы, улитка. Эта сложная «конструкция» позволяет нам слышать, воспринимать на слух опасность, полноценно ходить.
В глубине слухового аппарата расположен «кортиев орган». Он похож на лиру, только у этого элемента нашего организма 20 000 струн-волокон, и предназначен он для приема звука. Здесь же находится и орган, отвечающий за равновесие. В трех перпендикулярных плоскостях располагаются три полукружных канала. Окружающая их полость заполнена жидкостью, похожей на густую молочную взвесь, состоящую из известковых крупинок. Эта жидкость называется эндолимфой. При перемене положения тела она колеблется, перемещается, подобно воде в кружке. Находящиеся в этой субстанции крупники надавливают на нервные окончания. Этот процесс позволяет организму понимать, крепко ли человек держится на ногах, определять его положение в пространстве.
Что касается ракообразных, их восприимчивость к окружающим условиям поражает, как и реакция на изменения среды обитания. В зависимости от различных обстоятельств они меняют и свое поведение, что регулируется органами слуха этих существ.
Известен случай, когда на научно-промысловый пункт, расположенный в южном приморском городе, приехала делегация ученых во главе с лучшим гидробиологом страны. Один из них провел интереснейший эксперимент, который поразил научных сотрудников.
В данном пункте в емкостях с формалином хранились образцы обитающих в местных водах рыб. Среди них была сельдь, камбала, медузы, гребневики, барбули, морские коты, акулы, коньки и другие представители водной фауны. Все эти экземпляры были достаточно красивыми, некоторые необычными для несведущего в промысловой сфере людей. Таких образцов было достаточно много, но среди них выделялись и живые создания, живущие в специально отведенных аквариумах. Здесь же находилась и емкость с рачками-креветками, которые ловко плавали, создавая некую суету в своем маленьком «доме».
Зачастую после процесса линьки креветки брали клешнями песчинки со дна аквариума, после чего размещали их в ямки у основания усиков. Пока они не выполнят данную задачу, их движения были странными, они не могли полноценно плавать, были похожи на пьяных.
Когда на место прибыл гидробиолог из Ленинграда в сопровождении научных работников, он не заострил внимания на экземплярах морских жителей в формалине. Он провел интересный эксперимент с аквариумом, где жили креветки. Они в тот момент как раз были в процессе линьки, потому искали песчинки, которые можно было бы применить, как они делали это обычно. Профессор с мальчишеским любопытством смотрел за креветками, наблюдая понятные для него «обряды».
Через некоторое время ученый попросил пересадить креветок в другой аквариум, где не было бы песка, только вода. Он начал наблюдать за рачками. К удивлению, ракообразные стали вести себя очень странно. Одни из них повернулись на спину, после чего не вставали. Другие прижались боком к стенке аквариума. Третьи опирались усиками об дно, стоя вниз головой. Их поведение действительно было удивительным. Не все они выбрали для себя одно и то же положение. Их действия были похожи на поведение людей, которые только что прибыли на землю после длительного пребывания в невесомости.
Профессор не удивился такому явлению, утвердившись в том, что так и должно было происходить. Он сказал, что сейчас эти креветки будут танцевать танец.
Мужчина всыпал горсть металлических опилок в воду. После этого креветки поспешно стали двигаться в сторону груза, размещая опилки в ямках в усиках. Удивительным был процесс, как ракообразные торопливо направились за стружкой, пытаясь преодолеть странные условия окружающей их среды.
Когда креветки «вооружились» опилками, все стало нормально. Они вновь начали двигаться нормально, перевернутые креветки встали на ноги, остальные смогли полноценно плавать.
Затем гидробиолог взял магнит, поднес его к емкости сверху. Креветки незамедлительно легли на спину. Когда он поднес магнит сбоку, они повернулись брюшком к этой стороне. Ученый двигал магнит по разным сторонам аквариума, заставляя креветок выполнять невообразимые для них синхронные пируэты. Они поворачивались, крутились, взвивались на хвосты.
Когда в помещение вошел гидробиолог станции, он спросил, что делает ученый. Работающий длительное время на научно-промысловой станции человек не понимал, что происходит. Профессор ответил, что просто повторял один классический эксперимент, после чего убрал магнит. Креветки вновь стали вести себя обыкновенно.
Он объяснил, что песчинка представляет собой камешек равновесия. Участки возле усиков не являются полноценным органом слуха, это просто «зародыши ушей». При этом данные ямки выступают в качестве необходимых ракообразному органов равновесия. В зависимости от места давления песчинки креветки определяют, где находится низ, устойчивая поверхность. Когда песчинки были заменены металлическими опилками, этот самый «низ» для рачков располагался в месте, где был магнит. При этом креветка приспосабливалась к тому, где в данный момент находится эта самая устойчивость, перемещаясь в зависимости от давления металлических опилок.
В тот момент многие поняли, что развитие человека, органов его слуха тоже начиналось с подобных странных явлений. Данный «танец креветок» объясняет, что органы слуха – важнейший элемент в организме живого существа, даже при невозможности воспринимать с помощью него звук.
#наука и техника #биология #физика